Гимнастика и массаж должны применяться в комплексе со всеми другими воспитательными мероприятиями (режим питания, сна, организация бодрствования и пр.).
Гимнастика и общий массаж оказывают регулирующее влияние на функции центральной нервной системы, дыхания, кровообращения, пищеварения, кроветворения. Под их влиянием стимулируются окислительные, трофические, теплорегулирующие процессы, улучшается обмен веществ.
Массаж и гимнастические упражнения являются наиболее выгодным и целесообразным способом воспитания у ребенка правильных и точных движений. При отсутствии целенаправленного воспитания развитие движений у ребенка запаздывает, а качество их заметно ухудшается. При выборе специальных упражнений для ребенка необходимо учитывать не только возрастные особенности, но и особенности его индивидуального развития. На каждом возрастном этапе у ребенка обнаруживаются двоякого рода реакции:
1) преобладающие, более сильные, но имеющие тенденцию к угасанию;
2) возникающие, еще очень слабые, но, тем не менее, имеющие тенденцию к неуклонному нарастанию.
Например, в первые 3 месяца жизни у детей резко выражена гипертония мышц-сгибателей верхних и нижних конечностей. На этом фоне возникает и постепенно нарастает уравновешивание мышц-разгибателей.
Поскольку в ходе нормального развития ребенка гипертония мышц-сгибателей непрерывно идет на убыль, прогрессивной является первая реакция. Содействие этой реакции (расслабление мышц-сгибателей) надо считать целесообразным. К средствам, способствующим этому, относятся ежедневные теплые ванны и легкий поглаживающий массаж, вызывающие расслабление мышц; стимулирование самостоятельных движений ребенка, связанных с разгибанием, для чего используется основной двигательный фон этого возраста — врожденные рефлексы. В первые месяцы жизни целесообразно использовать в упражнениях только рефлексы, которые связаны с разгибанием, чтобы предупредить усиление и без того преобладающих сгибателей.
Если уравновешивание сгибателей и разгибателей верхних конечностей происходит своевременно, то создаются предпосылки для развития умелости рук, что даст ребенку возможность тянуться к предмету, брать его, а затем, держась, подтягиваться, приподнимая туловище. Таким образом, при своевременном развитии мелкой мускулатуры создаются предпосылки для развития крупной мускулатуры, что обеспечивает ребенку способность изменять положение.
Физические упражнения назначаются каждому здоровому ребенку, начиная с 1,5—2-месячного возраста. К этому времени организм ребенка приспосабливается к условиям внеутробного существования, устанавливается определенный режим жизни, совершенствуется терморегуляция.
Для детей грудного возраста упражнения должны быть очень просты и легко выполнимы.
Противопоказаний к назначению гимнастических упражнений и массажа здоровому ребенку в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями не существует.
Гимнастику и массаж проводят в комнате при температуре 20—22°С. Летом упражнения необходимо выполнять при открытом окне или на воздухе при этой же температуре.
Само занятие проводится на столе, покрытом сложенным вчетверо байковым одеялом, поверх которого стелят клеенку и чистую простыню.
Занятия проводят один раз в день за 45 минут до или через 45 минут после кормления.
Руки медицинской сестры (или матери) должны быть чисто вымытыми, сухими и теплыми.
Ребенка раздевают; тело его должно быть теплым.
Во время занятия у ребенка необходимо поддерживать веселое настроение, разговаривать с ним, побуждать его к активности, улыбаться, использовать игрушки. Во время выполнения тех или иных упражнений медицинская сестра должна внимательно следить за реакцией ребенка. При наличии отрицательной реакции (ухудшение настроения, плач) процедуру следует прервать и успокоить ребенка.
Ребенок не должен переутомляться. Все движения надо делать ритмично, спокойно и плавно (без насилия), повторяя каждое 2-3 раза.
Массаж и гимнастические упражнения под контролем врача и патронажной сестры должны проводить родители или другие ухаживающие за ребенком лица, обученные технике массажа и гимнастики.
Основы общей методики массажа и гимнастики у детей раннего возраста
Развитие двигательной деятельности ребенка грудного возраста протекает в двух направлениях — статики и моторики. В соответствии с этим определяются и группы упражнений для детей этого возраста: они включают упражнения для развития координации, равновесия, а также дыхательные движения. Для развития дыхательной деятельности детей раннего возраста применяют пассивные и рефлекторные упражнения.
Пассивные упражнения производятся не ребенком, а массажистом (медицинской сестрой, матерью). Они рассчитаны на использование естественной двигательной фазы мускулатуры ребенка: сгибания при сокращении определенной группы мышц и разгибания при их расслаблении.
Пассивные упражнения не должны применяться до 3 месяцев жизни ребенка, так как при имеющейся гипертонии сгибателей выполнение их связано с опасностью насилия над ребенком! Пооте 3 месяцев жизни, когда наступает полное уравновешивание мышц сгибателей и разгибателей верхних конечностей, можно постепенно вводить пассивные движения для рук, начиная с самых несложных и переходя в дальнейшем к более сложным. Уравновешивание мышц сгибателей и разгибателей нижних конечностей достигается между 4-5-м месяцами жизни, что дает возможность ввести пассивные движения для ног.
Рефлекторные упражнения. Для укрепления мышц шеи и туловища можно использовать рефлекторные упражнения, рассчитанные на движения, протекающие по типу безусловных двигательных рефлексов. Врожденные двигательные рефлекторные реакции появляются в ответ на раздражение рецепторов кожи, мышц, нервного аппарата. Сначала в положении на вису на животе ребенок отклоняет голову назад. Приблизительно через месяц (к 4 месяцам) в том же положении у него начинает изгибаться все тело, образуя дугу, открытую кверху. Данное движение является энергичным раздражением и укреплением вестибулярного аппарата. С 4 месяцев в положении на спине на вису ребенок отклоняет голову вперед, напрягая мускулатуру передней поверхности тела. Придавая регулярно указанные положения (держать ребенка на вису на животе, на спине), можно укрепить мышцы шеи и туловища. В дальнейшем на базе этих врожденных рефлексов можно создать условные связи в ответ на такие сигнальные раздражители, как потягивание за ноги, звуковые сигналы, хватание и т. д.
Упражнения с помощью — пассивно-активные. Сюда относятся движения, которые выполняются ребенком самостоятельно только частично, например, присаживание при подтягивании ребенка за руки, за кисти; стояние при поддержке под мышками и т. д.
Активные упражнения — произвольные упражнения, которые ребенок делает самостоятельно.
Массаж — один из видов пассивной гимнастики. Сущность его состоит в ритмично и систематически наносимых на тело ребенка механических раздражений.
Массаж бывает общий и местный. Общий массаж оказывает значительное и многообразное влияние на организм ребенка. Различают пять основных приемов массажа:
1. Поглаживание.
2. Растирание.
3. Разминание.
4. Поколачивание.
5. Вибрация.
Поглаживание. При поглаживании кожа освобождается от чешуек эпидермиса, что ведет к открытию протоков сальных и потовых желез. Этот способ улучшает дыхание и питание кожи (кожные сосуды расширяются, улучшается артериальное и венозное кровообращение), повышается ее упругость и эластичность.
До 3 месяцев детям проводят массаж исключительно путем поглаживания. После 3 месяцев присоединяют другие приемы массажа: разминание, поколачивание. Общий поглаживающий массаж продолжается до 6 месяцев. В дальнейшем он необходим, главным образом, при нарушении тургора и мышечного тонуса, а также как отдых между упражнениями.
С поглаживания начинается массаж. Он чередуется с другими приемами и им заканчивается массаж. При поглаживании одна или обе руки массажиста плотно прилегают к массируемой поверхности, скользят медленно, спокойно, ритмично. Поглаживание всегда выполняется с учетом венозного и лимфатического оттока (по ходу).
Виды поглаживания:
• Охватпывание. Выполняется двумя руками. Одной рукой массажист держит конечность за кисть или стопу, второй — охватывает конечность между большим и четырьмя остальными пальцами.
• Попеременное поглаживание. Выполняется двумя руками таким образом, что когда одна рука заканчивает движение, вторая — сменяет ее.
• Крестообразное поглаживание. Выполняется двумя руками, пальцы которых переплетены.
• Спиралевидное поглаживание. Выполняется основанием ладони, или концевой фалангой большого пальца, или четырьмя остальными пальцами, или всей ладонью. При спиралевидном поглаживании, сохраняя основное направление движений, описывают дополнительные спиралевидные движения.
• Поглаживание с отягощением. Выполняется двумя руками. Одна рука ладоннбй или тыльной поверхностью лежит на массируемом участке, вторая находится сверху и оказывает давление, помогает выполнять поглаживание.
Растирание имеет целью воздействовать главным образом на опорно-двигательный аппарат ребенка. При этом приеме улучшается питание сухожилий, сухожильных влагалищ, слизистых сумок; повышаются эластичность и сократительная способность мышц.
При растирании кожа слегка потягивается пальцами. Растираются не только кожа, но и ткани, лежащие под ней. Растирание выполняется в разных направлениях.
Виды растирания:
• Продольное растирание. Выполняется большими пальцами обеих рук. Пальцы параллельно плотно лежат на массируемой поверхности и растирают ее, двигаясь в противоположных направлениях.
• Растирание концами пальцев. Выполняется одной или двумя руками. Пальцы полусогнуты, концы направлены в кожу массируемого участка. Движения в разных направлениях.
• Спиралевидное растирание. Выполняется аналогично спиралевидному поглаживанию, но более энергично со смещением кожи и растиранием ее в разных направлениях.
• Греблеобразное растирание. Применяется при массаже спины. От шеи к ягодицам растирание выполняется концами пальцев обеих рук, которые скользят по обеим . сторонам позвоночника. От ягодиц к шее растирание выполняется тыльной поверхностью рук.
• Пиление. Работают две руки. Кисти расположены параллельно реберной поверхности и растирают участок, двигаясь в противоположных направлениях.
Разминание направлено на усиление кровоснабжения и улучшение питания массируемого участка. Применяется, главным образом, для глубокого массажа мышц. Мышцы или отдельные мышечные пучки захватываются пальцами массажиста, слегка отводятся и разминаются в разных направлениях.
Виды разминания:
• Продольное разминание. Движения выполняются вдоль мышечных волокон.
• Поперечное разминание. Мышца разминается в поперечном направлении по отношению к мышечным волокнам.
• Двойное кольцевое. Выполняется двумя руками при массаже мышц плеча. Плечо охватывается между большим и четырьмя остальными пальцами. Кисти, двигаясь в противоположных направлениях, как бы окручивают трех- и двуглавые мышцы и тем самым разминают их.
Поколачивание, как особый вид массажа, способствует снижению возбудимости периферических нервов, улучшению кровоснабжения, а следовательно, и питанию мышц. Поколачивание влияет также и на более глубоко лежащие внутренние органы. Этот прием производится легким поколачиванием отдельных частей тела (более богатых мышцами) концами пальцев обеих рук. У самых маленьких детей этот прием в виде ритмического похлопывания производится ладонной поверхностью пальцев то одной, то другой руки отдельных частей тела, чаще всего спины, бедер, реже задней поверхности голени.
Виды поколачивания:
• Поколачивание концами пальцев. Удары наносятся двумя руками, пальцы которых полусогнуты.
• Поколачивание ладонной поверхностью.
• Похлопывание. Выполняется двумя руками, пальцы которых собраны в «мягкий кулак» и выполняют движения, напоминающие вымешивание теста.
• Рубление. Удары наносятся реберной поверхностью кисти.
Вибрация состоит в передаче телу быстро следующих одно за другим равномерных сотрясений. Этот прием в раннем возрасте применяется весьма редко.
Приведенные ниже комплексы упражнений для различных возрастных групп весьма условны, схематичны. Каждый последующий возрастной комплекс, постепенно усложняясь, предполагает сохранение упражнений всех предыдущих комплексов.
Комплекс упражнений для детей в возрасте от 1,5 до 3 месяцев
Комплекс состоит из приемов общего массажа (поглаживание) и активных движений, сновывающихся на врожденных безусловных рефлексах.
1. Массаж-поглаживание рук, ног, спины, живота (а, б, в, г).
2. Активные движения — упражнения для стоп, рефлекторное разгибание позвоночника, рефлекторное ползание (д, е, ж).
Комплекс упражнений для детей в возрасте от 3 до 4 месяцев
В комплекс для этого возраста постепенно вводятся пассивные движения в связи с уменьшением мышечной гипертонии.
1. Массаж спины (разминание) (а).
2. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди (б).
3. Поворот на живот — рефлекторный (в).
4. Отклонение головы назад в положении на животе на вису (г).
5. Сгибание и разгибание рук (д).
6. «Скользящие» шаги (имитация велосипедных движений) (е).
Комплекс упражнений для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев
В период от 4 до 6 месяцев необходимо ввести несложные активные движения. Особое внимание надо уделить упражнениям в хватании, удерживании предметов, размахивании и т. д. Для этого во время занятий гимнастикой упражнения для рук надо соединять с воспитанием акта хватания. Вначале ребенок сам должен держаться за палец сестры-воспитательницы; в дальнейшем (после 6 месяцев) для этой же цели используют кольца. В том же возрасте надо стимулировать первые попытки ребенка к перемене положения тела как подготовку к ползанию. Следовательно, система упражнений должна предвосхищать то новое, что неминуемо возникает у ребенка.
1. «Парение» в положении на животе (а).
2. Приподнимание верхней части тела из положения на животе при поддержке за отведенные в стороны руки (б).
3. Ползание с помощью (упражнения для стимуляции ползания) (в).
4. Сгибание и разгибание ног (попеременно и вместе) (г).
Комплекс упражнений для детей в возрасте от 6 до 12 месяцев
1. Присаживание за отведенные в стороны руки (а).
2. Присаживание (упражнение для сгибателей рук) (б).
3. Наклон туловища (в).
4. Выпрямление туловища (г).
5. Присаживание при поддержке за руки (д).
6. Приседание (е)
7. Напряженное выгибание из положения сидя на коленях у взрослых (ж).
8. Ходьба на четвереньках (з).
Советы родителям
• Всегда считайтесь с настроением малыша во время занятий, его реакциями. Запомните: упражнения должны вызывать только положительные эмоции. Если ребенок капризничает (тем более плачет), не стоит настаивать. Выберите другое время!
• Увеличивайте физическую нагрузку постепенно. Чтобы не переутомить малыша, занятие проводите в 2—3 приема в течение дня. Если он спокоен, гулит, не сердится, у него розовая кожа, теплые ручки и ножки, нагрузку можно увеличить. Ее можно и регулировать — делать занятия короче и длиннее, упражнения повторять большее или меньшее количество раз, разнообразить темп, размах движений, чередовать разные по сложности упражнения и отдых.
• Занимайтесь с малышом ежедневно в одно и то же время за 30 минут до кормления или через 45-60 минут после него. Перед сном тренироваться не стоит.
• Перед началом занятий, в конце и в течение дня поглаживайте и растирайте малышу пальчики и кисти рук. Очень полезно, играя с ребенком, вкладывать в его ладонь маленькую игрушку с неровной поверхностью и затем как бы отнимать ее.
• Ваши руки во время занятий должны быть теплыми, сухими, чистыми.
• Комната, в которой вы занимаетесь, должна быть хорошо проветренной, температура воздуха в ней +20...22°.
• Занимаясь, все свое внимание сосредоточьте на ребенке. В комнате нежелательны другие люди и шум. Говорите негромко, спокойно, ласково. Замечательно, если будет звучать
• тихая мелодичная музыка (Чайковский, Моцарт, Шуберт, Вивальди): все дети, а с нарушениями центральной нервной системы в особенности, очень восприимчивы к музыке.
• Существенное влияние на психику и настроение младенца оказывают цвета, которые находятся в его окружении. Беспокойных, крикливых, с повышенной двигательной активностью детей успокаивают салатные, голубые тона. Для спокойных (тем более флегматичных и вялых) хороши яркие, контрастные цвета — цвет маминой одежды, игрушек, предметов мебели.
• Чтобы малыш лучше и быстрее уснул, желательно неяркое освещение синего или голубого света, его включают при подготовке ко сну.
ВОЗРАСТНЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И МАССАЖА ДЛЯ ДЕТЕЙ от 1,5 месяцев до 3 лет (по К. Д. Губерт и М. Г. Рысс)
Назначение, Возраст, Показания, физиологические обоснования и целевые установки, Противопоказания
1. Массаж рук, 1,5-4 мес, В связи с гипертонией конечностей для содействия своевременному уравновешиванию антагонистов, Воспаление и раздражение кожи.
2. Массаж ног, 1,5-6 мес, То же, То же
3. Выкладывание на живот, 1,5-4 мес., Для развития мышц спины, Отсутствие защитного рефлекса.
4. Массаж спины, 1,5 - 14 мес., Для укрепления и подготовки мышц спины к упражнениям, Воспаление и раздражение кожи
5. Массаж живота, 1,5 14 мес, Для укрепления мышц живота и освобождения кишечника от газов, То же
6. Массаж стоп, 1,5 мес. -6 мес., Для укрепления мышц и связочного аппарата стопы и воспитания опорной функции, То же
7. Упражнения для стоп (движения рефлекторные), 1,5 - 6 мес, Для стимулирования активных движений стопы с использованием подошвенного рефлекса, То же
8. Разгибание позвоночника в положении на боку (рефлекторное), 1,5-3 мес., Для укрепления мышц спины, используя спинной рефлекс Таланта, То же
9. Ползание рефлекторное, 1,5-3 мес., Для укрепления разгибателей нижних конечностей с целью уравновешивания антагонистов. Используя феномен ползания Бауэра, Исчезновение феномена Бауэра
10. Охватывающее движение, 3-10мес., При отсутствии гипертонии мышц верхних конечностей, для укрепления мышц плечевого пояса, Гипертония мышц сгибателей верхних конечностей
11. Поворот со спины на живот при поддержке за руку, 3-6 мес., Воспитание навыка в изменении положения тела, используя рефлекс расположения частей тела, Пассивность ребенка, откидывание головы
12. Отклонение головы назад в положении на животе на весу, 3-4 мес., Для укрепления мышц спины в воспитании рефлекса равновесия, используя рефлекс положения, Пассивность ребенка, свисание головы
13. Вибрационный массаж грудной клетки, 3- 10 мес., Для стимулирования углубленного вдоха, Воспаление и раздражение кожи
14. Сгибание и разгибание рук, 3 - 10 мес, При отсутствии гипертонии мышц верхних конечностей, для укрепления мускулатуры рук и плечевого пояса, Гипертония мышц-сгибателей верхних конечностей
15. «Скользящие шаги», 4-14 мес., При отсутствии гипертонии мышц нижних конечностей для воспитания опорной функции, Гипертония сгибателей нижних конечностей
16. «Парение» в положении на животе, 4-6 мес., Для воспитания рефлекса равновесия взамен упражнения №1 1 (как более спокойное), Пассивность ребенка
17. Приподнимание верхних частей туловища из положения на спине за отведенные в стороны руки, 4-6 мес, воспитание навыка в изменении положения тела, используя возникновение движения ребенка в этом направлении, Пассивность ребенка, запрокидывание головы назад
18. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно, 4- 10 мес., При отсутствии гипертонии мышц нижних конечностей для укрепления мускулатуры ног и воспитания навыка в ходьбе, Гипертония сгибателей нижних конечностей
19. «Парение» в положении на спине, 4-6 мес., Для укрепления мышц брюшного пресса и воспитания рефлекса равновесия, используя рефлекс положения, Пассивность ребенка, запрокидывание головы
20. Поворот со спины на живот при держании за ноги, 6 -10 мес., Взамен упражнения №1 1 (как более сложное), Пассивность ребенка, запрокидывание головы
21. Упражнение для стимулирования ползания, 6 мес. - до освоения ползания, При отсутствии гипертонии мышц нижних конечностей для воспитания навыка в передвижении тела, Нарушение мышечного тонуса нижних конечностей (гипертонус)
22. Присаживание при поддержке за обе отведенные в стороны руки, 6 -10 мес., Взамен упражнения №17 после предварительного укрепления шейной мускулатуры и брюшного пресса другими упражнениями (№11 и 19), Пассивность ребенка, запрокидывание головы назад
23. Круговые движения руками, 6- 14 мес., При отсутствии гипертонии мышц верхних конечностей и освоения упражнений №10 и 14 для укрепления мышц плечевого пояса, Гипертония сгибателей верхних конечностей
24. Поднятие выпрямленных ног, 6 -10 мес., При отсутствии гипертонии мышц нижних конечностей для укрепления брюшного пресса, Гипертония сгибателей нижних конечностей
25. Напряженное выгибание, 6 - 10 мес, При нормальном тонусе мышц для развития координации в работе сгибателей и разгибателей позвоночника, Нарушение мышечного тонуса, а также пассивность ребенка, запрокидывание головы назад
26. Поднимание туловища из положения на животе при поддержке ребенка за руки, 6- 10 мес, Для укрепления мышц спины и воспитания навыка в изменении положения тела из горизонтального в вертикальное, Пассивность ребенка, если голова отстает от движения рук
27. Присаживание (упражнение для сгибателей рук), 6- 14 мес., При активном участии ребенка (наличие сгибания в локтевом суставе), Пассивность ребенка, когда при подтягивании руки остаются выпрямленными
28. Сгибание и разгибание сидя или стоя, с кольцами, 10- 14 мес., Взамен №14 после освоения сидения или стояния без опоры, Отсутствие умения длительно сидеть или стоять без опоры
29. Поднимание тела из положения на животе до вертикального положения при поддержке ребенка за руки (или с кольцами), 10 - 14 мес, Если ребенок сам встает, цепляясь за предметы, взамен упражнения № 26, Отсутствие умения вставать, цепляясь за неподвижный предмет
30. Наклон туловища и выпрямление, 10 -18 мес., При умении стоять без опоры, для укрепления мышц спины, Отсутствие умения стоять без опоры
31. Поднятие выпрямленных ног до палочки (по речевой инструкции), 10 - 18 мес, Взамен пассивного упражнения № 24, Тоже
32. Приседание при держании ребенка за руки (с кольцами), 10-14мес. ,При наличии умения стоять без опоры, для укрепления мышц нижних конечностей, Тоже
33. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно с фиксацией нижних конечностей и возвращение к исходному положению, 10-18мес., Взамен упражнения № 22 как дальнейшее его усложнение, Пассивность ребенка
34. Напряженное выгибание из положения сидя на коленях у матери, 10мес. - 3 года Взамен упражнения №25, так как ребенок слишком тяжел
35. Сгибание и разгибание рук стоя, попарно, 14-18 мес., Взамен упражнения №28, для воспитания умения согласовывать свои движения с движениями товарища
36. Напряженное прогибание позвоночника из положения на животе (с палочкой), 14мес. -3 года, Для укрепления плечевого пояса и межлопаточных мышц и воспитания осанки