Устройте вместе с малышом познавательное и веселое путешествие в мир кукол. А кукольный театр можно создать своими руками. Когда Маша была совсем еще крошкой, у нее было два друга: ежик Колючка и лягушонок Ква. Они появлялись из-за кроватки, когда Маша капризничала и не хотела спать или из-за детского столика, если Маша плохо кушала. Ежик, своей мягкой, совсем не колючей лапкой вытирал Маше слезки, а лягушонок смешно квакал, и даже иногда кормил Машу с ложечки. Мама часто звала их на помощь, если не могла справиться с упрямством или капризами своей дочки. И добрые игрушки всегда помогали. А сейчас Маша немножко подросла, и сама рассказывает и показывает веселые истории про своих друзей. Но иногда приносит игрушки маме и просит: “Погладь меня ежиком”. И мама одевает ежика на руку и его лапками обнимает Машу, гладит ее по голове, а холодный ежиков носик тычется Маше в щечку совсем как тогда, когда она была еще крошкой…
Эти удивительные куклы
Многие мамы, которые играли с малышами куклами-перчатками, согласятся: для крохи это действительно чудо. Ребенок часто старается одушевить игрушку, относится к ней, как к живой. А если она еще и двигается, разговаривает, радуется и грустит, то может надолго стать настоящим другом для малыша. Наверняка, вы уже побывали в кукольном театре и с удивлением наблюдали, как искренне кроха смеется веселым проделкам героев. Или может совсем по-настоящему расплакаться, жалея куклу. В этом нет ничего удивительного. Для малыша кукла — живая и настоящая. И часто именно кукла может в два счета объяснить то, что маме не удавалось втолковать упрямому сыну или дочурке. Но, одно дело, смотреть, другое — самому стать творцом кукольного представления. В детской психологии уже давно существует целое направление — куклотерапия. Одевая на руку куклу, малыш как бы сливается с ней, через нее переживает различные жизненные ситуации, может справиться со своими страхами, выплеснуть негативные эмоции или, наоборот, поделиться своей радостью.
Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил. Итак, попробуем…
Куклы-перчатки
Перво-наперво, необходимо сшить саму перчатку, которая будет играть роль туловища куклы. Но сначала нужно сделать выкройку. Положите на бумагу руку в таком виде, как будто на нее одета кукла (указательный палец управляет головой, большой и мизинец — руками, два других пальца поджаты). Теперь обведите руку с припуском на объем. Если кукла шьется для малыша, то обводить нужно его ручку. По бумажной выкройке сделайте выкройку из ткани. Ткань должна быть мягкой и достаточно плотной. Подойдет байка, бязь или флиз. Теперь сошьем перчатку и наша основа готова. Сделать голову для куклы можно разными способами. Самый простой — модифицировать старую мягкую игрушку или куклу, пришив ее голову, ладошки, хвост к нашей перчатке-основе. Для этих же целей можно купить дешевые мягкие игрушки и вместе с малышом “оживить” их, превратив в куклы-перчатки. Но есть способ поинтересней, который, кстати, используется и при изготовлении кукол для профессионального кукольного театра.
Из обычных носков, картона, пуговиц и бусин тоже получаются забавные персонажи кукольного театра .
1. Вырежьте из картона овал не шире носка. Сложите его пополам.
2. Выверните носок наизнанку. Разложите его плоско на столе.
3.Сложенный картонный овал намажьте изнутри клеем и вклейте туда носок. Дайте подсохнуть.
4. Выверните носок, натянув его на картон так, чтобы у заготовки куклы получился улыбающийся рот.
5. Приклейте глаза, нос, уши и язык.
Куколки из бумаги
Вырежьте полоски бумаги 2х5 см.
В центре каждой полоски нарисуйте рожицу.
Оберните полоску вокруг пальца и склейте.
Приклейте волосы и уши.
Куколки из картона
Вырежьте кусочек картона на 2 см шире двух пальцев.
Закруглите верхний край.
У основания сделайте две дырочки для пальчиков.
Нарисуйте лицо. Если надо, приклейте волосы.
Проденьте пальчики в дырочки до второго сустава.
Заставьте кукол танцевать.
Пишем сценарий
Выбор постановки во многом определяется возрастом малыша. Чем он младше, тем проще должен быть ваш спектакль. Но, в любом случае, идеальными будут народные и авторские сказки. Можно, конечно, взять текст сказки и разыграть его слово в слово. Но гораздо интересней сказку немного изменить: добавить смешные эпизоды и слова героев, переделать концовку, ввести новых персонажей. Например, пофантазируйте, как бы колобок смог обмануть хитрую лисичку, а козлята – злого волка, и придумайте старую сказку на новый лад. Не менее интересно сочинить и разыграть свою собственную историю. Особенно, если вы придумаете и смастерите оригинальную куклу, которая и будет главным героем, и, возможно, станет визитной карточкой вашего театра. Это может быть какой-нибудь совершенно фантастический персонаж с необычной внешностью и именем.
Когда сценарий написан, подумайте, какие куклы вам понадобятся. Часто одна кукла может участвовать во многих спектаклях, если надеть на нее другую одежду. Так кукла-девочка будет и Машей, и Красной Шапочкой, и Золушкой. Только в каждом случае поменяем ей прическу, наряд, головной убор. Второстепенные персонажи в спектакле не обязательно должны быть куклами-перчатками. Можно использовать обычные мягкие игрушки или вырезать силуэт персонажа из картона, раскрасить и прикрепить к нему палочку. Для этой цели купите в магазине стройматериалов гладкие оконные штапики. Кстати, также можно поступить с бабочками и птичками, если по замыслу они должны порхать над сценой.
Делаем сцену и декорации
Для самого простого спектакля, где нет особых декораций, можно просто натянуть поперек комнаты веревку, повесить на нее большой кусок ткани – вот и вся ширма. Ширму можно украсить вырезанными из бумаги цветами, бабочками, рыбками, детскими рисунками. Все зависит от темы спектакля. Оригинально будет смотреться ширма, сшитая из разноцветных лоскутков. Если же вы планируете делать декорации, например, лес или домик, то с ширмой поступите иначе. Положите широкую доску на спинки двух стульев, и это сооружение задрапируйте тканью. Теперь у вас будет возможность поставить сверху все необходимые декорации. Делать их можно из плотного картона (в ход пойдут коробки от бытовой техники) или из фанеры (если папа вспомнит свое творческое детство и возьмет в руки лобзик). Декорации тоже старайтесь делать многофункциональными, чтобы они использовались в нескольких спектаклях, и двусторонними. Например, домик разрисуйте и снаружи и внутри, тогда, повернув его другой стороной, вы сможете показать комнату. А лес может быть с одной стороны — летний, с другой — зимний или осенний. На некоторой высоте от ширмы можно протянуть нитку и на нее подвесить картонные солнышко, облака, тучи, радугу, если они нужны по сценарию. Конечно, малыш сможет принять непосредственное участие в оформлении сцены. И пусть его декорации будут, на ваш взгляд, не очень аккуратными и красивыми. Но ведь главная задача вашего занятия, согласитесь, не в этом. И чем больше творчества, фантазии и нестандартности вы внесете в подготовку, тем лучше.
Репетируем
После того, как все приготовления сделаны, приступаем к репетициям. В процессе репетиций подберите музыкальное сопровождение, которое просто необходимо для того, что бы спектакль стал ярким и веселым. Запишите все необходимые звуковые фрагменты на кассету или диск по порядку и включайте музыку в нужное время. Хорошо бы привлечь кого-нибудь на роль звукорежиссера, например, папу или старшего ребенка. Распределите с малышом роли, помня, что, вы сможете одновременно управлять двумя куклами, а малышу первое время доверьте только одну, на правую руку. Самым маленьким деткам подойдут простые роли, где мало слов и действий. А когда они научатся управлять куклами и смогут выучить роль, задание усложните. Помните главное правило: ваша цель, в первую очередь, не идеально поставленный спектакль, а удовольствие и радость, которую он несет юным артистам и зрителям. Научите малыша импровизировать, находить выход из непростой ситуации, если во время спектакля что-то пойдет не так, как задумывалось. Это гораздо важнее, чем многократно отрепетированные, заученные слова и движения.
… Наконец, все готово к премьере. Оформите с крохой пригласительные билеты на ваш первый спектакль. Наверное, вы раздадите их самым близким людям: бабушке с дедушкой, крестным, хорошим друзьям. Важно, что бы премьера оставила в душе малыша положительные и радостные переживания. Это будет залогом успешной конкурентной деятельности в дальнейшем. Продумайте оформление “зала”, устройте “буфет” с напитками и сладостями, преподнесите дебютанту цветы. А следующий спектакль, возможно, вы покажете в детском саду, куда ходит ребенок. И, очень вероятно, что к вашей маленькой труппе присоединятся и другие родители с малышами, образовав настоящий творческий коллектив…