Развитие мелкой моторики
| |
Ведьма | Дата: Понедельник, 31.10.2011, 16:35 | Сообщение # 1 |
сказочник
Группа: Завсегдатай
Сообщений: 4575
Статус: Offline
| Развитие мелкой моторики рук
Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.
ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая способствует развитию мелкой моторики:
•1. застегивание и расстегивание пуговиц;
•2. шнурование ботинок;
•3. шнуровка на специальных рамках;
•4. нанизывание колец на тесьму;
•5. игры с мозаикой;
•6. сортировка мозаики по ячейкам;
•7. игры с конструкторами;
•8. перебирание круп, зерен (к примеру, фасоль отделить от гороха).
Еще несколько идей для развития мелкой моторики (и сенсорики) :
- Рисование пальцем на подносе/зеркале с крупой / желе / кремом для бритья.
- Нанизывание прищепок на веревки / края тарелок.
- «Посыпание» - песком, сахаром, манкой.
- Переливание воды из одного сосуда в другой; пересыпание сыпучих предметов (круп) из одного сосуда в другой – примерно с полутора лет. Это можно делать во время купания. Можно тренироваться также с пластиковым градуированным стаканчиком, проверять, сколько миллилитров содержится в ложке, мелкой бутылочке и т.д. Можно брызгать в игрушки водой с помощью пластикового (одноразового) шприца без иглы.
- Игра с водой и мягкой губкой
- Вытаскивание мелких сладостей из отделений контейнера для замораживания кубиков льда – тренирует пинцетный захват.
- Вытаскивание нити из ткани
- Рисование .
- Лепка из пластилина / теста
- Аппликация (отрывать кусочки тонкой бумаги или ваты и приклеивать к основе; работа с природным материалом (шишки, желуди, листья и т.п.), мелкими предметами (пуговицами, стразами, ракушками) – приклеивание сначала с помощью пластилина, с более старшими детьми – с помощью клея).
- Вылавливание мелкой игрушки из ванны с помощью ложки, ковшика.
- Вышивание (сначала по пластиковым сеткам, такие наборы продаются).
- Нанизывание (бус, пуговиц, всего, что придет на ум).
Учимся отвинчивать крышки:
- открываем завинчивающуюся баночку с конфетами либо фруктами, крекерами и т.п. и угощаемся; - открываем тюбики с зубной пастой, бутылочки; - открываем коробку спичек (без спичек, конечно, а с каким-нибудь интересным мелким предметом или вкусностью внутри); - проталкиваем карандаш / опускаем фасолинки в пустую пластиковую бутылку; - открываем / закрываем маркеры, фломастеры.
Знания должны быть прилагательными , а не существительными. МногоМама Миасс ВК
|
|
| |
Ведьма | Дата: Понедельник, 31.10.2011, 20:21 | Сообщение # 2 |
сказочник
Группа: Завсегдатай
Сообщений: 4575
Статус: Offline
| ЛАДОНЬ-КУЛАК
- Хочешь? Тоже делай так:
То - ладонь, а то - кулак.
Руки положить на стол:
•1. ладони прижать к столу;
•2. одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» - «кулак»)
•3. разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция «рука» - «кулак»).
Для усложнения - увеличить темп движения.
КРЮЧОЧКИ
Крепко держатся дружочки,
Не разжать нам их крючочки.
Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.
ЧЕРЕПАШКА
- Ножка, ножка, поскорей
Двигай домик мой сильней
Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик» черепашки. Аналогичным способом передвигать «домик» черепашки средним, безымянным пальцами и мизинцем.
БРАТЦЫ
•1. Пошли два братца
•2. Вместе прогуляться,
•3. А за ними еще два братца.
•4. Ну а старший - не гулял,
•5. Очень громко их позвал.
•6. Он за стол их посадил,
•7. Вкусной кашей накормил.
Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем - средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей.
ГУСЬ
Гусь сердитый зло гогочет:
Может быть, он кушать хочет?
Поставить руку локтем на стол. Вес пальцы прямые. Четыре пальца (кроме большого) выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом».
ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР
Кот играет на баяне,
Зайка наш - на барабане.
Ну а мишка - на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть.
Имитировать игру на разных музыкальных инструментах.
СЧИТАЛКА
Гусь гнездо свое чинил,
Гусь считалку сочинил,
И гогочет, и гогочет:
Заучить считалку хочет!
(Г. Лагздынь)
Большой и указательный пальцы соединить в «клюв», остальные - в кулачок.
КАЧАЕМ ЛОДОЧКУ
Долго лодочку качало.
Ветер стих, и лодка встала.
Ладонь руки - вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно двигать кисть руки влево-вправо.
КУРОЧКА ПЬЕТ ВОДУ
•1. Наша курочка гуляла,
•2. Травку свежую щипала.
•3. И пила водицу
•4. Прямо из корытца.
Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть руки вниз, поднимать вверх, имитируя водопой курочки.
ВЕСЕЛЫЕ МАЛЯРЫ
•1. Красят домик маляры
•2. Для любимой детворы.
•3. Если только я смогу,
•4. То им тоже помогу.
Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.
ПТИЧКИ В ГНЕЗДЕ
•1. Улетела птица-мать
•2. Малышам жучков искать.
•3. Ждут малютки-птицы
•4. Мамины гостинцы.
Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.
ПТИЧКИ
•1. Птички прилетали,
•2. Крыльями махали.
•3. Сели. Посидели.
•4. И дальше полетели.
Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.
БАБОЧКА
•1. Бабочка-коробочка,
•2. Улетай под облачко.
•3. Там твои детки
•4. На березовой ветке. (Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит».) Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.
ЦВЕТОК
Набухай скорей, бутон,
Распусти цветок - пион!
Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бутон».
Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок».
ДЕРЕВЬЯ
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
(С. Погореловский)
Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК
•1. - Пальчик-мальчик, Где ты был?
•2. - С этим братцем - В лес ходил.
•3. С этим братцем -
•4. Щи варил.
•5. С этим братцем -
•6. Кашу ел.
•7. С этим братцем -
•8. Песни пел! (Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца.)
МИЗИНЧИК
•1. Маленький Мизинчик
•2. Плачет, плачет, плачет.
•3. Безымянный не поймет:
•4. Что все это значит?
•5. Средний пальчик очень важный,
•6. Не желает слушать.
•7. Указательный спросил: -
•8. Может, хочешь кушать?
•9. А Большой бежит за рисом,
•10. Тащит рису ложку,
•11. Говорит: -Не надо плакать,
•12. На, поешь немножко!( Кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.)
ШАРИК
•1. Надувайся, шарик, больше!
•2. Лучше щечки раздувай!
•3. Поиграй ты с нами дольше:
•4. Катись, прыгай и летай! (Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем - большой «шарик». Когда воздух «выходит», принять ладонями исходное положение.)
ДОМИК
•1. Дом мы строим
•2. Выше, выше!
•3. Есть окошки в нем
•4. И крыша.
Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».
ФЛАЖОК
Горит на солнышке
Флажок,
Как будто я Огонь зажег.
Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.
СТУЛЬЧИК
«Стульчик» ты из рук сложи
И детишкам покажи.
Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе.
ЗАЙЧИК-КОЛЬЦО
•1. Прыгнул заинька с крылечка
•2. И в траве нашел колечко.
•3. А колечко непростое -
•4. Блестит, словно золотое.
Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:
•a) пальцы - в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;
•b) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.
КОЛЬЦО
•1. Выйду на крылечко,
•2. Вынесу колечко.
•3. Я его вместо игрушки
•4. Подарить хочу Валюшке.
Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.
УЛИТКА
У улитки-крошки
Подрастают рожки.
Научу ее ходить,
Если будут ножки.
Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками».
ЗАЙЧИК
Зайка серый скачет ловко.
В лапке у него морковка.
Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.
КОЗА РОГАТАЯ
•1. Идет коза рогатая
•2. За малыми ребятами. -
•3. Кто кашку не ест,
•4. Молоко не пьет,
•5. Забодаю, забодаю!..
Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это - «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!..» «козу» «напускать» на ребенка.
ДОЖДИК
Дождик-дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).
ВЕРТОЛЕТ
Быстро лопасти крути!
Вертолет, лети, лети!
Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) - в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это - «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.
БОЛЬШОЙ БРАТЕЦ
Покажи уменье другу,
Покружись-ка ты по кругу!
Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.
ОСА
Оса села на цветок.
Пьет она душистый сок.
Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое - пальцем левой руки.
КОМАРИК
Не кусай, комарик злой!
Я уже бегу домой.
Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед (это - «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это - «лапки»).
ЖУК
•1. Я веселый Майский жук.
•2. Знаю все
•3. Сады вокруг,
•4. Над лужайками
•5. Кружу,
•6. А зовут меня
•7. Жу-жу...
Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».
КОГОТКИ
•1. У кошкиной дочки
•2. На лапках коготочки.
•3. Ты их прятать не спеши,
•4. Пусть посмотрят малыши!
Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.
ВОЗДУШНЫЕ ЩЕЛЧКИ
Во дворе у брата
Бегали котята.
Испугавшись щелчка,
Разбежались кто куда.
МЫ СЧИТАЕМ
•1. Можно пальчики считать:
•2. Раз-два-три-четыре-пять.
•3. На другой руке - опять:
•4. Раз-два-три-четыре-пять.
Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.
РАЗМИНКА
Ты, утенок, не пищи!
Лучше маму поищи.
Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.
Можно использовать резиновые игрушки.
ПОГЛАДИМ КОТЕНКА
- Киса, кисонька, кисуля!
- Позвала котенка Юля.
- Не спеши домой, постой!
- И погладила рукой.
Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.
МОЯ СЕМЬЯ
•1. Вот дедушка,
•2. Вот бабушка,
•3. Вот папочка,
•4. Вот мамочка,
•5. Вот деточка моя,
•6. А вот и вся семья.
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.
НАШ МАЛЫШ
•1. Этот пальчик - дедушка,
•2. Этот пальчик - бабушка,
•3. Этот пальчик - папочка,
•4. Этот пальчик - мамочка,
•5. Этот пальчик - наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
КАЧЕЛИ Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись.
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее - двумя руками.
От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.
КИСТОЧКА
Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик, стол и кошку Машу.
Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо - пальцы раздвигать. Влево - мягко соединять подушечки пальцев.
ВЕЕР
Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаем красивый веер -
Пусть прохладою повеет.
Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.
БЕЛКА
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому...
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.
ВСТАЛИ ПАЛЬЧИКИ
•1. Этот пальчик хочет спать,
•2. Этот пальчик - прыг в кровать,
•3. Этот пальчик прикорнул,
•4. Этот пальчик уж заснул.
•5. Встали пальчики - «Ура!»
•6. В детский сад идти пора!
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных - «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
НА РАБОТУ
•1. Большой палец встал один.
•2. Указательный - за ним.
•3. Средний будит безымянный.
•4. Тот поднял мизинчик малый.
•5. Встали братцы все - «Ура!»
•6. На работу им пора. Cжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...» - широко расставить пальцы в стороны.
ЗА РАБОТУ
•1. Ну-ка, братцы, за работу.
•2. Покажи свою охоту.
•3. Большаку дрова рубить,
•4. Печи все тебе топить,
•5. А тебе воду носить,
•6. А тебе обед варить,
•7. А тебе посуду мыть.
•8. А потом всем песни петь,
•9. Песни петь да плясать,
•10. Наших деток забавлять.
Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» - энергично шевелить ими.
ПАЛЬЧИКИ
Раз-два-три-четыре-пять -
Вышли пальчики гулять.
Раз-два-три-четыре-пять -
В домик спрятались опять. Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке
Знания должны быть прилагательными , а не существительными. МногоМама Миасс ВК
|
|
| |
pw-77 | Дата: Понедельник, 31.10.2011, 21:08 | Сообщение # 3 |
местный житель
Группа: Завсегдатай
Сообщений: 566
Статус: Offline
| Ведьма, сколько полезной информации - спасибо большое
Виктория и Илья
|
|
| |
yria-z | Дата: Пятница, 18.11.2011, 22:58 | Сообщение # 4 |
местный житель
Группа: Завсегдатай
Сообщений: 521
Статус: Offline
| мой немного подрастёт надо будет с ним поиграть в такие полезные игры.
|
|
| |
Ведьма | Дата: Пятница, 18.11.2011, 23:24 | Сообщение # 5 |
сказочник
Группа: Завсегдатай
Сообщений: 4575
Статус: Offline
| yria-z, можно уже начинать! Это же как "Сорока- ворона"
Знания должны быть прилагательными , а не существительными. МногоМама Миасс ВК
|
|
| |
EFRU09 | Дата: Среда, 14.12.2011, 20:53 | Сообщение # 6 |
новичок
Группа: Новичок
Сообщений: 5
Статус: Offline
| Очень занимательно
|
|
| |
мильтония | Дата: Четверг, 14.02.2013, 00:15 | Сообщение # 7 |
участник
Группа: Завсегдатай
Сообщений: 32
Статус: Offline
| Предлагаю занимательное упражнение «паучок» (рекомендую детям с 4лет) Развитие мелкой моторики, пространственного восприятия, внимания Большой палец правой руки приставить к указательному левой руки, а указательный палец правой руки приставить к большому левой руки. Затем средний палец правой руки приставить к большому левой руки, а большой правой руки приставить к среднему левой. При этом менять положение рук: то правая сверху, то левая (так легче выполнять упражнение). И так далее со всеми пальцами до мизинца и в обратном порядке. При этом большие пальцы все время участвуют в «плетении паутины». Можно сопровождать стихами, например такими (муж быстренько придумал ): Мой веселый паучок, У него шесть длинных ног. Паутинку он плетет, Муху в гости очень ждет. См. прикрепления
|
|
| |
Симона | Дата: Суббота, 12.10.2013, 15:27 | Сообщение # 8 |
местный житель
Группа: Завсегдатай
Сообщений: 608
Статус: Offline
| мильтония, Работаю с детьми 3 лет , ищу что нибудь новенького. Спасибо за идейку. Воспользуюсь и вашей игрой.
Никогда не нужно искать причины ненавидеть, когда есть основание любить.
|
|
| |
Елена-цветы | Дата: Суббота, 12.10.2013, 18:22 | Сообщение # 9 |
местный житель
Группа: Рекламодатель
Сообщений: 554
Статус: Offline
| очень хорошо помогает развитию мелкой моторики такой вид творчества как торцевание. работы получаются шикарные-правда очень трудоемкие-поэтому их лучше делать поэтапно и чередовать с игрой .
Принимаю заказы на цветы.89634616251
Сообщение отредактировал Елена-цветы - Среда, 16.10.2013, 22:20 |
|
| |
Ведьма | Дата: Понедельник, 14.10.2013, 12:56 | Сообщение # 10 |
сказочник
Группа: Завсегдатай
Сообщений: 4575
Статус: Offline
| Елена-цветы, Лена, согласна, трудоёмкое занятие. А возраст ребятишек примерно какой ? Для младших дошкольников подойдёт ? Как правило, у детей с патологией логопедической, я не беру сюда ФФНР, работа рук страдает. А может в вашей копилочке еще что-то есть на развитие мелкой моторики ?
Знания должны быть прилагательными , а не существительными. МногоМама Миасс ВК
|
|
| |
Елена-цветы | Дата: Среда, 16.10.2013, 22:46 | Сообщение # 11 |
местный житель
Группа: Рекламодатель
Сообщений: 554
Статус: Offline
| возраст начиная с 4-х лет. Вообще, занятия любым творчеством способствуют развитию мелкой моторики) Только помните - нельзя заставлять ребенка делать работу , если он не хочет!Творчество не должно превращаться в нудную обязаность! Дети все разные- один может часами сидеть и что то клеить и лепить. Другой может работать не более 10-15 мин.В этом нет ничего страшного- переключите его на другой вид деятельности. Поверьте, ваш ребенок поиграв, вернется к начатой работе. И еще -вид творчества должен выбирать ребенок сам.Занятий очень много- это и оригами и оригами из кругов. А какие чудесные работы получаются при помощи модульного оригами!Почти все эти виды творчествая использую в своей программе Путешествиеhttp://miasskids.ru/forum/148-48727-1 фото для примера взяты из инета
Принимаю заказы на цветы.89634616251
Сообщение отредактировал Елена-цветы - Среда, 16.10.2013, 22:52 |
|
| |
Елена-цветы | Дата: Среда, 16.10.2013, 23:06 | Сообщение # 12 |
местный житель
Группа: Рекламодатель
Сообщений: 554
Статус: Offline
| Еще один способ-игра с развивающими ковриками. Такой коврик можносшить самим или купить-( можно заказать у нас в студии)Использовать такие коврики можно с самого раннего возраста. Коврики могут быть тематические. Чем больше деталей съемных ,которые пристегиваются при помощи пуговиц, липучек.Здесь могут разные ленточки ,шнурки и пр.Ребенок может сам придумывать сценарий игры, играть один , с мамой или друзьями. фото взяты с ярмарки мастеров
Принимаю заказы на цветы.89634616251
Сообщение отредактировал Елена-цветы - Среда, 16.10.2013, 23:07 |
|
| |
Елена-цветы | Дата: Среда, 16.10.2013, 23:08 | Сообщение # 13 |
местный житель
Группа: Рекламодатель
Сообщений: 554
Статус: Offline
| коврик
Принимаю заказы на цветы.89634616251
Сообщение отредактировал Елена-цветы - Среда, 16.10.2013, 23:10 |
|
| |
olala76t | Дата: Суббота, 07.12.2013, 21:44 | Сообщение # 14 |
новичок
Группа: Новичок
Сообщений: 4
Статус: Offline
| Можно перемешать фасоль и крупные макаронные изделия и попросить ребёнка помочь перебрать. Чем старше ребёнок тем мельче крупа. Всё это можно проводить в игровой форме.
|
|
| |
|
|