Развитие звукопроизношения
| |
Ведьма | Дата: Вторник, 01.11.2011, 15:51 | Сообщение # 1 |
сказочник
Группа: Завсегдатай
Сообщений: 4575
Статус: Offline
| ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕФЕКТОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [С]
ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКА [С]
Губы растянуты в полу улыбке, зубы видны, губы находятся на расстоянии 1-1,5 мм , язык широкий, кончик языка опушен и упирается в нижние передние зубы, спинка языка выгнута, посредине ее образуется желобок. Прохождение холодной воздушной струи через желобок (которая хорошо ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту) и вызывает специфический шум, похожий на свист. Боковые края языка подняты и прилегают к внутренней стороне верхних зубов. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот.
Артикуляторная гимнастика для постановки звука [С]
«Заборчик», «Трубочка», «Лопатка», «Пирожок», «Вкусное варенье», «Язык перешагивает через зубы», «Киска сердиться»
Упражнения для вызывания и уточнения произношения звука [С]
«Как течет водичка»
Ваня пошел в ванну мыть руки после прогулки. Повернул кран, и вода полилась очень быстро и шумно: [c-c-c-c-c] (громко) и брызги летели в разные стороны. Ваня убавил воду, повернув кран, и водичка полилась медленно тонкой струйкой и стала петь так:[с-с-с-с-с-с] (тихо).
Ваня, вымыл руки с мылом и выключил кран. Как пела водичка, когда текла быстро из крана, а как медленно?
«Насос»
Саша ехал на велосипеде и вдруг «бах-бах» проколол колесо гвоздем. Саша слез с велосипеда, заклеил колесо, взял насос и начал накачивать шину [с-с, с-с-с, с-с-с]. Давай поможем Саше накачать шину (ребенок произносит звук с-с-с и одновременно делает движения руками, как будто он качает насос).
«Холодный ветерок»
Зима. На полях , лугах, крышах домов лежит снег. (демонстрация картин с зимней тематикой). Зимой дует холодный ветер вот так: [с-с-с-с] и сдувает снежинки с деревьев, домов и т.п.
Положите на ладонь кусочек ваты, поднесите ее к подбородку и произносить [с-с-с-с], ребенок должен почувствовать, что струя воздуха действительно холодная. (можно сравнить со звуком [Ш], при произнесении которого воздушная струя теплая.
«Сушим белье»
Взрослый держит в руках натянутую веревку, ребенок вешает на нее носовой платок (или любой кусочек легкой материи) и крепит его прищепками к веревкам. На команду «Подул сильный ветер» ребенок начинает дуть на платок с-с-с-с-с (как в упражнении «Холодный ветерок»). По команде ветер стих, ребенок перестает произносить звук [С]. Повторяете это упражнение несколько раз, с разной силой и громкостью произношения звука [С]. Сильный ветер подул - ребенок громко и с силой выдувает воздух и произносит [C], тихий ветер - ребенок тихо произносить звук [C].
Наряду с уточнением и закреплением артикуляции звука, необходимо проводить работу по развитию слухового и фонематического восприятия отрабатываемого звука. С этой целью используются упражнения следующего типа:
«Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши (подпрыгни, подними флажок, и т.п.), когда услышишь «песенку водички»
Взрослый произносить звуковой ряд (на начальных этапах работы звуки должны быть далекие по акустическому и артикуляторному образу, на более поздних этапах - близкие)
Например: С, Д,К,С,Х,Р,Я,О,С, Н, затем В,С,Т,Ц,С,Х,Т,С,З,Ж,С,Ш,В,С,Щ
Если ребенок изолированно произносить звук [С], то можно переходить к следующему этапу АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [С]
АТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С ]В СЛОГАХ
Послушай, какую песенку поет нам ветер и повтори вместе со мной. На этом этапе лучше не акцентировать внимание ребенка на том, что он произносит именно звук [С]. Можно просить его спеть как ветер, водичка и т.п. Звук [С] в слогах на начальном этапе работы произноситься протяжно с-с-с, затем как обычно С. Например:
Автоматизация звука [C] прямых слогах: С-с-с -а
С-с-с - ы
С-с-с - о
С-с-с - у СА-са-са
Сы-сы-сы
Со-со-со
Су-су-су СА-со-су-сы
Со-са-сы-су
Су-са-со-сы
Сы-са-су-со
Для поддержания интереса ребенка к столь не веселому занятию как произнесение слогов, можно разнообразить деятельность следующими видами заданий:
- взрослый называет начало слова, а ребенок договаривает слог, например:
Добавляй слог СА: ли....(СА), колба...(СА), о...(СА) и т.д
Добавляй слог СЫ: кос...(СЫ), но...(СЫ), ча...(СЫ) и т.д.
Автоматизация звука [C] в обратных слогах: А-с-с-с
и-c-c-с
О-с-с-с
У-c-c-c Ас-ас-ас
иc-иc-иc
Ос-ос-ос
ус-ус-ус Ас-ис-ес-эс
Ос-ас-ис-ус
Ис-ас-ус-юс
Яс-ас-ис-ус
Автоматизация звука [С] в интервокальной позиции Аса-аса-аса
Исы-исы-исы
Осо-осо-осо
Усу-усу-усу
Аса-оса-уса
асэ-осэ-усэ
Асо-осо-усо
Асы-осы-осу
Ёса-юса-иса
Ёсо-юсо-исо
Автоматизация звука [C] в слогах со стечением согласных
Бса-бсы- бсо -бсу
Пса- псы- псо-псу
мса- мсы- мсо-мсу
дса-дсы- дсо -дсу
Тса- тсы- тсо-тсу
Гса- гсы- гсо-гсу
Кса-ксы-ксо-ксу
Сва-свы-cво-сву
Сма-смы-смо-сму
Спа-спы-спо-спу
Сба-сбы-сбо-сбу
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [C] В СЛОВАХ
К этапу автоматизации звука в словах следует переходить только в том случае, если ребенок может правильно и легко произносить звук [С] в слогах прямых, обратных, со стечением и интервокальной позиции. Не следует торопиться переходить к более трудным заданиям, ему будет сложно с ними справляться, у него может не получаться и это подорвет положительный настрой ребенка к занятиям, или он может совсем отказаться от них. Помните, хороший результат будет, только тогда когда занятия для него доступны и достижимы и интересны.
Автоматизация в словах более интересный процесс для ребенка, его можно разнообразить наглядным материалом (картинками, предметами, действиями, играми).
Например, задания могут быть такие:
«Какой звук пропал?» Повтори слова и скажи, какой звук пропал во втором слове.
Маски-маки, соски-соки, ласки-лаки.
«Поставь перед словом звук [С]»и проговори это слово
Тол-стол, тук-стук, кот-скот, ток-сток
«Какое слово получилось?». Замени первый звук (последний, в середине) в слове на звук [С], повтори это слово, четко проговаривая звук [C]
Палки- Салки, бок-Сок, кон-Сон, мало - сало
Пёк-ПёС, нож - ноС, голод- голоС, пар - паС, март-марС
Качка- КаСка, лепка-леСка, сопка-соСка, парт-паСта
«Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано». Это задание необходимо проводить на последних этапах автоматизации звука [C] в словах. Подберите картинки, в названии которых есть звук [C] и предложите ребенку назвать их, четко проговаривая звук [С].
«Вспомни слово» в названии, которого есть звук [С]. Можно усложнить задание, предложив ребенку назвать животных, посуду, мебель и.д. в названии которых есть звук [С]. Такие задания развивают словарь ребенка, помогают усвоить понятия обобщенного понятия слов (мебель, обувь, животные домашние, дикие и пр)
На этом этапе работы так же необходимо проводить работу по формированию слухового и фонематического восприятия для этого можно использовать следующие упражнения:
- Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [С]: сани, лак, диван, мыс, книга, жираф, фасоль, стог, каф, кастрюля и т.п.
- «Повтори цепочку слогов» СА-со-су, сы-со-су и т.д
- упражнение, «Какое слово получилось?» так же способствует развитию фонематического и слухового восприятия
Ниже предлагается порядок слов для автоматизации звука [С] в словах. Эти слова не обязательны, возможны их замены и дополнения. Но необходимо соблюдать правильную последовательность ввода звука [С] в слова. И подбирать слова так, что бы в них минимально встречались звуки, которые ребенок не правильно произносит на данный момент
Автоматизация звука [С] в начале слова без стечения согласных звуков
Повтори слова, четко проговаривая звук [С]
Сад
Сани
Сапог
Сода
Сок
Соль
Сом
Сон
Суд
Судно
Сук
Сукно
Сундук
Суп
Сын
Сайка
Сало
Автоматизация звука [С] в конце слова без стечения согласных звуков
Вес
Вкус
Мусс
Мыс
Пас
Пас
Опус
Кактус
Покос
Тёс
Ус
Фокус
Лес
Вопрос
Утёс
Рис
Бас
Парус
Автоматизация звука [С]в середине слова в интервокальной позиции (между гласными)
Бусы
Оса
Весы
Досуг
Коса
Осока
Песок
Кусок
Посуда
Посадка
Часок
Посылка
Посол
Носок
Басок
Автоматизация звука [С] в словах со стечением согласных
Басня
Воск
Капуста
Киоск
Космос
Каска
Куст
Маска
Место
Мост
Паста
Писк
Пустыня
Тесто
Хвосты
Миска
Мускул
Полоска
Писк
Послание
Скала
Скат
Скамейка
Слова
Слон
Смена
Сметана
Спина
Ставни
Снаряд
Автоматизация звука [С] в словосочетаниях
Вкусный квас
Густая сметана
Квашеная капуста
Миска с рисом
Мясной салат
Осколок стекла
Свежее мясо
Смелый поступок
Солист ансамбля
Соловьиная песня
Спелые сливы
Стадо скота
Ствол осины
Стеклянный стакан
Страшная маска
Фасад дома
Фасолевый суп
Чистая посуда
Солить суп
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука С.
Береги нос в трескучий мороз.
В кувшине кислый квас.
В кустах кто-то пискнул.
Кактусы посадили в песок.
Нас восхитила песня пастуха.
Недалеко были посадки леса.
Саша поет грустную песню.
Собака своих не кусает.
Суп солите сами по вкусу.
У сома усы.
Я вынесу сор.
Саша рассказывает.
Саша рассказывает историю.
Саша рассказывает историю о собаке.
Саша рассказывает историю о собаке, спасшей матроса.
Искала сыроежки.
Соня искала сыроежки.
Соня искала сыроежки в кустах.
Соня искала сыроежки в кустах, а нашла бруснику.
В субботу у Кости будут гости.
Стихи, чистоговорки для усовершенствования произношения звука [C]
Сад в снегу и лес в снегу,
А по лесу я бегу.
У Сони - посылка,
В ней бусы и косынка.
Стынет суп у Сони, Светы,
А они сосут конфеты.
У мамы в сумке
Сом и сметана.
Сом - коту
А сметана - Степану .
Сойка, сидя на сосне,
Поёт песню о весне,
О том, как солнце светит
Всем на свете детям.
Сам сказать сумей-ка
В саду стоит скамейка.
На скамейке сидит кот,
Он нам песенки поет.
Соня в суп добавит соль,
А потом - капусту.
Все соседи хвалят суп:
Он сегодня вкусный.
Есть посуда - самовар,
Есть машина - самоход,
Есть игрушка - самокат
И, конечно самолет!
Суп могу я сам варить,
В сад могу я сам ходить,
Самокат мой сам катать,
С горки в санках сам слетать!
Я несусь на самокате
Мимо сосен и берез.
Оставляет на асфальте
Самокат следы колес.
Самокат я сам катаю,
Встану сам, сам разгоняю,
Ну а если сам сломаю,
Сам его я починю!
Са-са-са, са-са-са,
Летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы.
Не боимся мы осы!
Су-су-су, су-су-су
Видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы,
Мы не видели осы.
Са-са-са, са-са-са,
Укусила в нос оса.
Со-со-со, со-со-со,
Стал мой нос, как колесо!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы,
Не боюсь я злой осы!
Су-су-су, су-су-су,
Я осу в руке несу!
Знания должны быть прилагательными , а не существительными. МногоМама Миасс ВК
|
|
| |
Ведьма | Дата: Вторник, 01.11.2011, 16:00 | Сообщение # 2 |
сказочник
Группа: Завсегдатай
Сообщений: 4575
Статус: Offline
| ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕФЕКТОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [З] ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКА [З]
Губы растянуты в полу улыбке, зубы видны, губы находятся на расстоянии 1-1,5 мм , язык широкий, кончик языка опушен и упирается в нижние передние зубы, спинка языка выгнута, посредине ее образуется желобок. Прохождение холодной воздушной струи через желобок (которая хорошо ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту) и вызывает специфический шум. Боковые края языка подняты и прилегают к внутренней стороне верхних зубов. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, т.е произнесение звука [З] отличается от звука [С]только тем, что включаются в работу голосовые связки.
Артикуляторная гимнастика для постановки звука [З]
«Заборчик», «Трубочка», «Лопатка», «Пирожок», «Вкусное варенье», «Язык перешагивает через зубы», «Киска сердиться»
Упражнения для вызывания и уточнения произношения звука [З]
«Комарик»
Жарким весной просыпаются насекомые, мушки, пчелы, комары. Послушай, как они говорят комарики «З-З-З-З-З». А теперь попробуй сам сказать как комарик (и ребенок повторят «з-з-з»).
Инструкция для ребенка: Я тебе буду показывать картинки с насекомыми, а ты когда увидишь комара скажи: «з-з-з-з-з». Взрослый показывает различных насекомых и называет их ребенку (если это его первое знакомство с насекомыми), а ребенок говорит «З-З-з-з-з-з», когда увидит изображение комара.
Инструкция для ребенка: «Сделай из пальчиков комарика (ребенок сжимает пальцы в кулак и разгибает указательный палец, затем сжимает все пальцы и разгибает средний паллет, сначала на правой, потом на левой руке ) и полетели, зазвенели как комарик.» Ребенок поднимает руки вверх, вправо, влево, опускает вниз и т.п. изображая летающего комарика и говорит «з-з-з-з-з».
Развитие слухового и фонематического восприятия звука [З], на этапе постановки звука
« Звени как комарик, когда услышишь его песенку среду других звуков»
Взрослый произносить звуковой ряд (на начальных этапах работы звуки должны быть далекие по акустическому и артикуляторному образу, на более поздних этапах - близкие)
Например: З, Д,К,З,Х,Р,Я,О,З, Н, затем З,В,С,Т,З,Ц,С,Х,Т,С,З,Ж,С,Ш,З,В,С,Щ
АТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [З ]В СЛОГАХ
Послушай, какую песенку поет нам комарик и повтори вместе со мной. На этом этапе лучше не акцентировать внимание ребенка на том, что он произносит именно звук [З]. Можно просить его спеть как комарик. Звук [З] в слогах на начальном этапе работы произноситься протяжно з-з-з-з, затем как обычно З. Например:
Автоматизация звука [З] прямых слогах:
З-з-з -о
З-з-з - а
З-з-з - у
З-з-з - э ЗА-За-За
Зэ-Зэ-Зэ
Зо-Зо-Зо
Зу-Зу-Зу ЗА-Зо-Зу-Зы
Зо-За-Зы-Зу
Зу-За-Зо-Зы
Зы-За-Зу-Зо
Для поддержания интереса ребенка к столь не веселому занятию как произнесение слогов, можно разнообразить деятельность следующими видами заданий:
- взрослый называет начало слова, а ребенок договаривает слог, например:
Добавляй слог ЗА: ва....(ЗА), ро...(ЗА), ко...(ЗА), гро...(ЗА), ло...(ЗА) и т.д
Добавляй слог ЗЫ: ко...(ЗЫ), моро...(ЗЫ), лин...(ЗЫ), ва....(ЗЫ), гро...(ЗЫ), зано...(ЗЫ) и т.д.
Автоматизация звука [З] в обратных слогах:
А-З-З-З
И- З-З-З
О- З-З-З
У- З-З-З АЗ-аЗ-аЗ
ЯЗ-яЗ-Яз
ОЗ-оЗ-оЗ
уЗ-уЗ-уЗ АЗ-иЗ-яЗ-оЗ
ОЗ-аЗ-иЗ-уЗ
ИЗ-аЗ-уЗ-юЗ
ЯЗ-уЗ-иЗ-аЗ
Автоматизация звука [З] в интервокальной позиции
аЗа-аЗа-аЗа
иЗэ-иЗэ-иЗэ
оЗо-оЗо-оЗо
уЗу-уЗу-уЗу
аЗа-аЗо-аЗу-аЗы-аЗэ
оЗа-оЗо-оЗу-оЗы-оЗэ
уЗа-уЗо-уЗу-уЗы-уЗэ
ыЗа-ыЗо-ыЗу-ыЗы-ыЗэ
эЗа-эЗо-эЗу-эЗы-эЗэ
Автоматизация звука [З] в слога со стечением согласных
Зва-Звы-Зво-Зву-Змэ
Зма-Змо-Змы-Зму-Змэ
Зда-Здо-Зды-Зду
Зла-Зло-Злы-Злу Зпа-Зпо-Зпы-Зпу
Зба-Збы-Збо-Збу
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [З] В СЛОВАХ
К этапу автоматизации звука в словах следует переходить только в том случае, если ребенок может правильно и легко произносить звук [З] в слогах прямых, обратных, со стечением и интервокальной позиции. Не следует торопиться переходить к более трудным заданиям, ему будет сложно с ними справляться, у него может не получаться и это подорвет положительный настрой ребенка к занятиям, или он может совсем отказаться от них. Помните, хороший результат будет, только тогда когда занятия для него доступны и достижимы и интересны.
Автоматизация в словах более интересный процесс для ребенка, его можно разнообразить наглядным материалом (картинками, предметами, действиями, играми).
Например, задания могут быть такие:
«Какое слово получилось?». Замени первый звук (последний, в середине) в слове на звук [З], повтори это слово, четко проговаривая звук [З]
Губы-Зубы, лоб-Зоб, дверь-Зверь, наряд-Заряд, дуб- Зуб, ров - Зов, гнать - Знать
Пёк-ПёС, нож - ноС, голод- голоС, пар - паС, март-марС
Качка- КаСка, лепка-леСка, сопка-соСка, парт-паСта
«Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано». Это задание необходимо проводить на последних этапах автоматизации звука [З] в словах. Подберите картинки, в названии которых есть звук [З] и предложите ребенку назвать их, четко проговаривая звук [З]. «Вспомни слово» в названии, которого есть звук [З]. Можно усложнить задание, предложив ребенку назвать животных, посуду, мебель и.д. в названии которых есть звук [З]. Такие задания развивают словарь ребенка, помогают усвоить понятия обобщенного понятия слов (мебель, обувь, животные домашние, дикие и пр)
На этом этапе работы так же необходимо проводить работу по формированию слухового и фонематического восприятия для этого можно использовать следующие упражнения:
- Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [З]: Зуб, лак, диван, Змей, книга, жираф, Замок, ЗАгадка, стог, каф, кастрюля, Звук и т.п.
«Назови второй слог»
Называй второй слог в слове, а затем повтори все слово.
Му-ЗЫ-ка, Ка-За-ки, га-ЗО-ны, фа-За-ны, до-ЗО-ры и т.п.
«Один-Много»
Инструкция: «Я назову один предмет, а ты множество таких предметов»
АрбуЗ- арбуЗЫ, ПровоЗ- ПаровоЗЫ, гаЗ- гаЗЫ, мороЗ- мороЗЫ, расскаЗ- расскаЗы, груз - груЗЫ, таз -таЗЫ
Ниже предлагается порядок слов для автоматизации звука [З] в словах. Эти слова не обязательны, возможны их замены и дополнения. Но необходимо соблюдать правильную последовательность ввода звука [З] в слова. И подбирать слова так, что бы в них минимально встречались звуки, которые ребенок не правильно произносит на данный момент
Автоматизация звука [З] в начале слова без стечения согласных звуков
Повтори слова, четко проговаривая звук [З]
Зов
Зоб
Зал
Зона
Зуб Загар
Закат
Замок
Запас
Зонт
Завод
Загадка
Зоопарк
Заря
Затея
Зоя
Автоматизация звука [З] в интервокальной позиции без стечения согласных звуков
Тазы
Возы
Газы
Ваза
Газон
Коза
Морозы
Карнизы
Пузырёк
Паровозы
Грузы
Музыка Узоры
База
Арбузы
Казаки
Вазоны
Дозоры
Автоматизация звука [З] в словах со стечением согласных
Зверь
Змей
Азбука
Звон
Звук
Знак
Знамя
Зной
Звание
Воздух
Гнездо
Избыток
Значок
Здоровье
Звать
Знать
Звонок
Злой
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [З] В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ
Восточный базар
Забытая база
Задать вопрос
Закрытая зона
Звуки музыки
Золотая казна
Зоркие глаза
Закладка Зои
Спелые арбузы
Резкий запах
Ржавый замок
Громкий звонок
Завтра морозы
Пасутся козы
Розовый закат
Злой зубр
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [З] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука З.
В зале заиграла мазурка.
За зубами нужен уход.
Зоя купила в магазине зонт.
Мама поставила в вазу незабудки.
Мы изучаем азбуку.
Он не знал, как называется фильм.
В квартире раздался звонок
Зоя помазала порез мазью
Лиза звонко запела песню
На цветке сидела стрекоза
В зале заиграла звонкая музыка
Зайчик замерз зимой в лесу
СТИХИ, ЧИСТОГОВОРКИ ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [З]
За-за-за - вот идет коза
Зу-зу-зу - везу козу на возу
Зы-зы-зы - утащили мы тазы
Зо-зо-зо - нам с тобою повезло
За-за-за- идет коза, коза-дереза Прибежали козы рано по утру,
Гложут у березы белую кору.
Не ходите, козы, в молодой наш лес.
Вырастут березы, будут до небес.
Зоя на закате
Звонит Зине, Кате.
Пусть знакомые узнают:
Мне котенка покупают!
Мама Лизы, мама Зины
Побывали в магазине.
Лизе купили зайку,
А Зине - мозаику.
Знает Знайка все о звездах,
Он возводит звездолет.
На закате звездолет
К звездному пути пойдет,
Достигает заданной звезды
И всем мигает из темноты .
Зазвонил дозорный
В каске лучезарной,
За рекой, за холмом
Загорелся Кошкин дом,
Из окошек вьется пламя
Золотыми языками.
Знания должны быть прилагательными , а не существительными. МногоМама Миасс ВК
|
|
| |
Ведьма | Дата: Вторник, 01.11.2011, 16:11 | Сообщение # 3 |
сказочник
Группа: Завсегдатай
Сообщений: 4575
Статус: Offline
| ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕФЕКТОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Ш]
ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКА [Ш]
При произнесении звука [Ш] губы вытянуты перед («рупором») и округлены, расстояние между зубами больше чем при произнесении звука [С] (примерно 4-5мм).
Широкий кончик языка приподнят к переднему краю нёба, но не прижат, боковые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языка опущена, а задняя часть языка приподнята т.о. язык образует «чашечку» в ротовой полости. Воздух выдыхается равномерно воздушная струя идет посередине языка. Если поднести тыльную сторону ладони ко рту то ощущается теплая воздушная струя, в отличии от звука [С], при произнесении которого она холодная.
Голосовые связки разомкнуты и не напряжены, голоса не образуется.
Артикуляторная гимнастика для постановки звука [Ш]
«Лопатка», «Пирожок», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Гармошка»,«Фокус»
Упражнения для вызывания и уточнения произношения звука [ш]
«Как шипит змея»
Маша пошла в лес, собирать грибы. Бродила по лесу заглядывала под листочки и кустики. И вдруг на камне, который пригревало солнышко, увидела змею. Маша с ней поздоровалась, а змея ей в ответ зашипела: «ш - ш - ш - ш». Девочка спросила, как у нее дела, а змея опять: «ш-ш-ш-ш». Маша тоже ей сказала «ш-ш-ш-ш» и змея уползла, шипя на ходу «ш-ш-ш-ш».
Маша не испугалась змеи, а весело зашагала по лесу, повторяя, как шипит змея: «ш-ш-ш-ш-ш».
Вспомни, как шипела змея в лесу. Я буду показывать тебе картинки, а ты когда увидишь змею, шипи как она. (взрослый показывает ребенку картинки с разыми животными, а ребенок говорит ш-ш-ш-ш-ш, когда увидит змею). Например: медведь, лиса, змея (ш-ш-ш-ш), еж, ворона, змея (ш-ш-ш-ш), змея (ш-ш-ш-ш) и т.д.
«Шумит лес»
Вспомните с ребенком, как вы ходили летом в лес (парк) и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточки и много листочков. Начинает дуть ветер и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш-ш.
Встаньте и поднимите руки вверх, руки - это веточки деревьев. Качайте руками из стороны в сторону сначала медленно (дует легкий ветерок) и тихо говорите ш-ш-ш-ш-ш, потом сильнее качайте руками (подул сильный ветер) и громче говорите ш-ш-ш-ш.
«Воздушный шар»
Ребенок стает, складывает пальцы рук в замок и делает из рук шар, поднимая руки над головой. Взрослый делает хлопок в ладоши и говорит: «Шарик лопнул!». Ребенок разрывает руки и присаживается на корточки, и произносит звук: ш-ш-ш-ш
« ТЫ шипи, как змея, а я буду договаривать слово»
Ребенок произносит звук [Ш], а взрослый добавляет к нему целое слово. Например: Ш...(утки), Ш...(лак), Ш....(топка), Ш...(куры), Ш...(рамы) и т.д.
«Договори слово»
Помоги мне договорить слово. Я буду говорить начало слова, а ты произноси только последний звук.
Например: Каранда...(Ш), малы...(Ш), голы...(Ш), шала...(Ш), ланды...(Ш)
Наряду с уточнением и закреплением артикуляции звука, необходимо проводить работу по развитию слухового и фонематического восприятия отрабатываемого звука.
С этой целью используются упражнения следующего типа:
«Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши (подпрыгни, подними флажок, и т.п.), когда услышишь «как шипит змея, шелестят листья деревьев»
Взрослый произносить звуковой ряд (на начальных этапах работы звуки должны быть далекие по акустическому и артикуляторному образу, на более поздних этапах - близкие)
Например: Ш, Д,К,С,Х,Р,Я,О,Ш, Н, затем В,Ш,Т,Ц,С, Ш,Х,Т,С,З,Ж,С,Ш,В,С,Щ, Ш
Если ребенок изолированно произносить звук [Ш], то можно переходить к следующему этапу работы над звуком [Ш].
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш]
АТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В СЛОГАХ
Послушай, какую песенку, «поют» нам листья деревьев, когда на них дует ветер. На этом этапе лучше не акцентировать внимание ребенка на том, что он произносит именно звук [Ш]. Можно просить его спеть как листочки, змея и т.п. Звук [Ш] в слогах на начальном этапе работы произноситься протяжно ш-ш-ш-ш , затем как обычно Ш. Например:
Автоматизация звука [Ш] прямых слогах:
Ш-ш-ш -а
Ш-ш-ш - е
Ш-ш-ш - о
Ш-ш-ш - у ША-Ша-Ша
Ше-Ше-Ше
Шо-Шо-Шо
Шу-Шу-Шу Ши-Ша-Ше-Шо
Шо-Ша-Ши-Ше
Шу-Шо-Ша-Ши
Ши-Ша-Шо-Шу
Игра «Договори слово»
Я буду говорить начало слова, а ты добавляй последний слог
Например: слог - ША
КА...(ША), ГРУ...(ША), ТУ...(ША), ЛАП...(ША), ЧА...(ША), КЛУ...(ША)
Игра на развитие фонематического восприятия.
Подними руки вверх и покачай ими, когда услышишь слог со звуком [Ш].
Ребенку предлагаются слоги: КА-ПА-ШУ-ТЫ-НО-ШИ- ПА-ША-РА-КА-ШО и т.д.
Автоматизация звука [Ш] в обратных слогах:
А-Ш-Ш-Ш
И -Ш-Ш-Ш
О-Ш-Ш-Ш
У-Ш-Ш-Ш АШ-аШ-аШ
иШ-иШ-иШ
ОШ-оШ-оШ
уШ-уШ-уШ АШ-иШ-ыШ-уШ
ОШ-аШ-иШ-уш
ИШ-аШ-уШ-оШ
ЯШ-аШ-иШ-уШ
Автоматизация звука [Ш] в интервокальной позиции
АШа-аШа-аШа
ИШи-иШи-иШи
ОШо-оШо-оШо
УШу-уШу-уШу
АШа-оШа-уШа
аШэ-оШэ-уШэ
АШо-оШо-уШо
АШи-оШи-оШу
еШа-еШо-иШа
оШо-уШо-иШо
Автоматизация звука [Ш] в слога со стечением согласных
Шма-Шмо-Шму
Шпо-Шпа-Шпи
пШа-пШо-пШи
мШа-мШо-мШу тШа- тШи- тШо-тШу
Шта-Што-Шты-Шту
Шпо-Шпа-Шпы-Шпу
Шны-Шно-Шну
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [ш] В СЛОВАХ
К этапу автоматизации звука в словах следует переходить только в том случае, если ребенок может правильно и легко произносить звук [Ш] в слогах прямых, обратных, со стечением и интервокальной позиции. Не следует торопиться переходить к более трудным заданиям, ему будет сложно с ними справляться, у ребенка может не получаться и это подорвет положительный настрой ребенка к занятиям, или он откажется от занятий совсем. Помните, хороший результат будет, только тогда когда занятия для него доступны, достижимы и интересны.
Автоматизация в словах более интересный процесс для ребенка, его можно разнообразить наглядным материалом (картинками, предметами, действиями, играми).
Например, задания могут быть такие:
«Измени первый звук в слове»
Инструкция для ребенка: «Внимательно послушай слово и замени в нем первый звук на звук [Ш].
Какое слово у тебя получилось?»
Тапка- шапка, жаль - шаль, мах-шах, губы-шубы, мыло-шило, бык-шик, дар-шар, майка-шайка, топот - шёпот, чашка-шашка, мышка-шишка, парить-шарить, накал-шакал и т.д.
«Поставь перед словом звук [Ш]»и проговори это слово
Инструкция для ребенка: «Внимательно слушай слова и добавляй к нему первый звук [Ш].
Какое слово у тебя получилось?
Лак- Шлак, ах-Шах, лица-Шлица, пион-Шпион, рамы-Шрамы, утки-Шутки и т.д.
«Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано». Это задание необходимо проводить на последних этапах автоматизации звука [Ш] в словах. Подберите картинки, в названии которых есть звук [Ш] и предложите ребенку назвать их, четко проговаривая звук [Ш].
Инструкция для ребенка: «Посмотри на картинки и назови предметы в названии которых есть звук [Ш], четко проговаривая звук [Ш]. (например, картинки могут быть такие: шкаф, дверь, стул, шишка, шуба, тарелка, каша и т.д.) Ребенок выбирает картинки со звуком [Ш] и называет их
«Вспомни слово» в названии, которого есть звук [Ш]. Можно усложнить задание, предложив ребенку назвать животных, посуду, мебель и.д. в названии которых есть звук [Ш]. Такие задания развивают словарь ребенка, помогают усвоить понятия обобщенного понятия слов (мебель, обувь, животные домашние, дикие и пр)
На этом этапе работы так же необходимо проводить работу по формированию слухового и фонематического анализа, синтеза и восприятия для этого можно использовать следующие упражнения:
Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [Ш]: Шар, дым, каша, кошка, обувь, круг, малыш, губы, шапка и т.п.
«На каком месте стоит звук [Ш]в слове» Шар -в начале слова, лапШа - в середине слова, малыШ- в конце слова
«Придумай слово, чтобы звук [Ш] был в начале слова (в конце, середине)»
«Повтори цепочку слогов» Ша- Шо-Шу, Ши-Ша-Шо и т.д
упражнение, «Какое слово получилось?» так же способствует развитию фонематического и слухового восприятия.
Ниже предлагается порядок слов для автоматизации звука [Ш] в словах. Эти слова не обязательны, возможны их замены и дополнения. Но необходимо соблюдать правильную последовательность ввода звука [Ш] в слова. И подбирать слова необходимо так, чтобы в них минимально встречались звуки, которые ребенок произносит на данный момент НЕ правильно
Автоматизация звука [Ш] в начале слова без стечения согласных звуков
Повтори слова, четко проговаривая звук [Ш]
Шум
Шут
Шея
Шаг
Шик
Шах
Шёпот
Шина
Шуба
Шайба
Шапка
Шахта
Шить
Шайка
Шпоры
Шарф
Шахматы
Шиповник
Автоматизация звука [Ш] в конце слова без стечения согласных звуков
Камыш
Мякиш
Финиш Шалаш
Голыш
Малыш
Карандаш
Детёныш
Ландыш
Гуляш
Автоматизация звука [Ш]в середине слова в интервокальной позиции
Камыши
Каша
Ландыши
Лошадка
Машина
Мешок Мишень
Мышата
Мышонок
Ноша
Ошейник
Ошибка Петушок
Пушок
Тишина
Ушанка
Уши
Ушиб
Автоматизация звука [Ш] в словах со стечением согласных
Бабушка
Букашка
Вишня
Дедушка
Кашка
Каштан
Пышка
Тушканчик
Квакушка
Кошка
Кувшин
Кукушка
Ладошка
Лапша
Лукошко
Лягушка
Мышка
Окошко
Пашня
Петушки
Пешка
Пушка
Лапша
Лепешка
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ
Букашка на ромашке
Лягушка-квакушка
Малышка с пышкой
Мешать кашу
Мешок с пшеном
Острый карандаш
Вкусный шоколад
Широкий ремешок
Широкий шаг
Шорох мышки
Бабушка Маша Петушиное перышко
Пушистая кошка
Пшённая каша
Теплая шуба
Хорошая рубашка
Шаловливая лошадка
Дедушка Миша
Шелушить шишки
Шерстяной шарф
Шикарная машина
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука Ш.
Ландыши хороши.
В шалаше шалят ребятишки.
Маша ест пшённую кашу.
Паша и Миша гоняют шайбу.
Даша надела широкий шарф.
Малыши шагают в школу.
Миша и Паша едут на лошадке.
Наш Мишутка любит шутки.
Готовит Наташа пшённую кашу.
У нашей машины шипы на шинах.
Идет пешком мышонок с мешком.
Миша нашёл камешки.
По шоссе идет машина.
Наташа пишет письма Маше.
У Лёши ландыши и ромашки.
У Маши шляпа и шарфик.
У шиповника острые шипы.
Хороша уха из ершей.
Маша и Даша шьют шубу Наташе.
У Ксюши на подушке вышита кукушка.
Маша вышивает мышку.
Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука Ш.
Мыши шуршат.
Мыши шуршат в тишине.
Мыши шуршат шишкой в тишине.
Мыши шуршат шишкой в тишине при коше.
Мыши шуршат шишкой в тишине при кошке Маше.
Пушистая кошка.
Пушистая кошка на окошке.
Пушистая кошка на окошке слушает
Пушистая кошка на окошке слушает шорох.
Пушистая кошка на окошке слушает шорох мышей.
СТИХИ, ЧИСТОГОВОРКИ ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Ш] В РЕЧИ
Ша-ша-ша - нет карандаша.
Шо-шо-шо - нам гулять хорошо.
Шу-шу-шу - я сижу и не шуршу.
Ши-ши-ши - притихли малыши.
Ше-ше-ше- подарили шарфик Даше.
Мыши широкими шагами
Шаркали по мостовой.
В камышах шуршат мышата,
Шумно плещутся в ушатах.
Шли шестнадцать мышей,
Нашли шесть грошей,
А мыши, что поплоше,
Шумливо шарят гроши
Шумит на опушке
Мишка Топтыжка.
Шишка на макушке
У бедного мишки
Наша кошка под окошком
Шутит с мышкой понемножку.
Что-то не до шуток мышке,
помогу-ка я малышке
У мышонка у Тотошки
Кашки немножко.
Думает Тотошка
Отдать кашу кошке.
И не будет кошка
Шипеть на Тотошку.
Широкие шины
Шикарной машины
Бесшумно шуршат по шоссе.
Шуршат камыши,
В камышах малыши.
В тишине лесной глуши
Шёпот к Шороху спешит.
Шёпот к шороху спешит,
Шёпот по лесу шуршит.
Ты куда?
К тебе лечу.
Дай на ушко пошепчу:
Шу-шу-шу, да ши-ши-ши.
Пишет школьник Паша:
Шапка, шайба, каша,
Мышка, мошка, шутка,
Шахматы, Мишутка.
У Маши - котенок Тимошка,
У Миши - мышонок Тотошка.
Не могут Тотошка и Тимошкой
Не шуметь хотя б немножко
Шубу, шапку и калоши
Мы найти никак не можем.
Вот такие шутки
У нашего Мишутки
Знания должны быть прилагательными , а не существительными. МногоМама Миасс ВК
|
|
| |
elfiyka74 | Дата: Пятница, 18.05.2012, 22:56 | Сообщение # 4 |
участник
Группа: Завсегдатай
Сообщений: 24
Статус: Offline
| а что можно посоветовать для правильного произношения звуков Л и Р, дочь вобщем -то не плохо произносит все остальные звуки а вот с этими проблема. хотя например в слове три звук Р произносит четко, а в остальных словах вместо Р Л, да и то как то проглатывая. в августе нам будет уже 5
|
|
| |
Ведьма | Дата: Суббота, 19.05.2012, 21:23 | Сообщение # 5 |
сказочник
Группа: Завсегдатай
Сообщений: 4575
Статус: Offline
| elfiyka74, адрес электронки мне в личку
Знания должны быть прилагательными , а не существительными. МногоМама Миасс ВК
|
|
| |
Ирен | Дата: Суббота, 02.06.2012, 22:10 | Сообщение # 6 |
завсегдатай
Группа: Завсегдатай
Сообщений: 211
Статус: Offline
| Ведьма,подскажите пож-та ,звук "Ш" на самом деле самый сложный? Проходили в лого-группу 2 года,так и не исправили. Логопед сказала,что возможно и не исправится никогда.
|
|
| |
Ведьма | Дата: Понедельник, 04.06.2012, 12:24 | Сообщение # 7 |
сказочник
Группа: Завсегдатай
Сообщений: 4575
Статус: Offline
| Ирен, его можно поставить от звука [C]... но я не знаю какой дефект именно у Вашего малыша и с чем он связан...может и Вы попробуете дома поставить? напишите адрес электронки, вышлю книгу,с упражнениями для постановки звуков... с удовольствием разместила бы ее здесь,но времени нет на это
Знания должны быть прилагательными , а не существительными. МногоМама Миасс ВК
|
|
| |
ПольКа | Дата: Четверг, 13.06.2013, 16:22 | Сообщение # 8 |
завсегдатай
Группа: Завсегдатай
Сообщений: 411
Статус: Offline
| Ведьма, Катя, подскажи пожалуйста! Моя младшая - Маринка (ч/з месяц ей 3 года) стала больше разговаривать, но такие звуки как "С", "З", "Ш" "Щ" и "Ж" произносит на базе звука "Ф", т.е. при произношении этих звуков подтягивает нижнюю губу к верхним зубкам. Заниматься артикуляционной гимнастикой не хочет. Изредка поправляю её, показываю, что звук "С" произносится, когда зубы "заборчиком", иногда поправляется, но не всегда чисто...не соединяет верхние и нижние зубки Смотримся в зеркало (если у неё есть настроение), делаем зубки заборчиком и "свистим", "шипим", "жужжим"... К упражнениям описанным выше пока не переходим, на первом слове произносит правильно, потом начинает лениться и "съезжает" на звук "Ф"... Что нам ещё можно делать?
P.S. Я сама в своё время ходила в логопедический садик и тоже проблемы были со "свистящими" и с "щипящими" звуками и звук "Р" - моя отдельная тема... Неужели присутствует какой-то наследственный фактор
Сообщение отредактировал ПольКа - Четверг, 13.06.2013, 16:25 |
|
| |
Ведьма | Дата: Пятница, 14.06.2013, 14:00 | Сообщение # 9 |
сказочник
Группа: Завсегдатай
Сообщений: 4575
Статус: Offline
| ПольКа, Катя, на почту скинула, проверь. Как показывает практика, многие родители - логопаты ( надеюсь это слово никого не обидит) часто имеют детей со схожими проблемами в речи.
Знания должны быть прилагательными , а не существительными. МногоМама Миасс ВК
|
|
| |
sveti-k | Дата: Пятница, 14.06.2013, 14:38 | Сообщение # 10 |
пророк
Группа: Супермодератор
Сообщений: 13132
Статус: Offline
| Ведьма, могли бы вы и мне прислать?: Цитата (Ведьма) книгу,с упражнениями для постановки звуков. ребенку скоро 4 года, есть проблемы с произношением некоторых звуков спасибо!
Англия по Выгодным Ценам
|
|
| |
Ведьма | Дата: Пятница, 14.06.2013, 14:42 | Сообщение # 11 |
сказочник
Группа: Завсегдатай
Сообщений: 4575
Статус: Offline
| sveti-k, щаззз кину
Знания должны быть прилагательными , а не существительными. МногоМама Миасс ВК
|
|
| |
sveti-k | Дата: Пятница, 14.06.2013, 14:46 | Сообщение # 12 |
пророк
Группа: Супермодератор
Сообщений: 13132
Статус: Offline
| Цитата (Ведьма) sveti-k, щаззз кину спасибо, получила!
Англия по Выгодным Ценам
|
|
| |
ПольКа | Дата: Суббота, 22.06.2013, 01:48 | Сообщение # 13 |
завсегдатай
Группа: Завсегдатай
Сообщений: 411
Статус: Offline
| Ведьма, спасибо! Книгу получила! Попробуем по ней заниматься!
|
|
| |
Ведьма | Дата: Суббота, 22.06.2013, 05:56 | Сообщение # 14 |
сказочник
Группа: Завсегдатай
Сообщений: 4575
Статус: Offline
| ПольКа, Катя, отпишись потом. Если вопросы возникнут, жду за ответами
Знания должны быть прилагательными , а не существительными. МногоМама Миасс ВК
|
|
| |
мильтония | Дата: Вторник, 29.10.2013, 09:39 | Сообщение # 15 |
участник
Группа: Завсегдатай
Сообщений: 32
Статус: Offline
| ПольКа, все-таки было бы лучше получить хотя бы одну консультацию у логопеда, где Вам покажут правильную постановку звука, а потом уж дома отрабатывайте наздоровье! У меня сложилось впечатление, что дело не только в неправильной позе артикуляционных органов при произношении звуков, виноват, скорее, язычок, который в этот момент находится за зубами и не подвластен вашему контролю.
|
|
| |
Зая | Дата: Четверг, 26.06.2014, 16:17 | Сообщение # 16 |
завсегдатай
Группа: Завсегдатай
Сообщений: 281
Статус: Offline
| Ведьма, пожалуйста отправьте мне тоже книгу для постановки звуков, у нас тоже проблемы с произношением. Адрес в личку отправила!
|
|
| |
Ведьма | Дата: Четверг, 26.06.2014, 22:08 | Сообщение # 17 |
сказочник
Группа: Завсегдатай
Сообщений: 4575
Статус: Offline
| Зая, ищите в ящике!
Знания должны быть прилагательными , а не существительными. МногоМама Миасс ВК
|
|
| |
Зая | Дата: Четверг, 26.06.2014, 22:21 | Сообщение # 18 |
завсегдатай
Группа: Завсегдатай
Сообщений: 281
Статус: Offline
| Ведьма, большое спасибо! Получила! Мы занимаемся у логопеда, но вот до сентября занятий у нас не будет, поэтому хотела дома сама заниматься, чтобы не забыл все чему научились! Спасибо!
Сообщение отредактировал Зая - Четверг, 26.06.2014, 22:21 |
|
| |
|
|