Ведьма | Дата: Среда, 15.02.2012, 20:27 | Сообщение # 1 |
сказочник
Группа: Завсегдатай
Сообщений: 4575
Статус: Offline
| Упражнения для растяжения уздечки верхней губы
Упражнения для губ
1. «Улыбка» (улыбнуться, чтобы было видно и верхние, и нижние зубки, удержать до 20), «Поцелуй маму!». 2. Удержание губами тонких трубочек (от чупа-чупса), монеток, полосок бумаги. 3. Имитация полоскания зубов с резким давлением на губы с последующим их расслаблением и выдохом. 4. «Машина едет»: вибрация губами. 5. «Пароход гудит»: у-у-у (пассивно-активно). 6. «Оля охает»: О-О-О. Или удивление и т.п. 7. «Мышка пищит»: и-и-и. 8. «Медведь ревет»: э-э-э. 9. «Зайка прыгает»: ап-ап-ап. (пассивно-активно) 10. «… ест»: ам-ам-ам. 11. Пить из трубочки (от жидкого к густому). 15. «Упр. с сопротивлением»: указательными пальцами надавить на уголки рта, попытаться улыбнуться.
Массаж губ
1. Языком в преддверии полости рта. 2. Набирать теплую воду и полоскать зубы, удерживая воду под губами; 3. «Пальцевой душ» - постукивание около рубцов по¬душечками пальцев. 4. «Щипки» 1-м и 2-м пальцами. 5. Массируют рубцово-измененную губу концевыми фалангами II и III пальцев обеих кистей от основания носа вниз до края верхней губы, а так же в сторону с легким растягиванием рубца; проводят поглаживание, растирание, разминание и вибрацию по 2 мин. 6. «Уточка». Большим и указательным пальцами сжать губы у углов рта в складочку, зафиксировать в счете до 5, отпустить. 30 раз. Через 10 раз – поглаживание, потряхивание.
7. Большим и указательным пальцами сжать губы у углов рта в складочку, перетереть (направление - вдоль носа) в счете до 5, отпустить. 30 раз. Через 10 раз – поглаживание, потряхивание.
8. «Птичка». Большим и указательным пальцами сжать губы у углов рта в складочку, растянуть в противоположные стороны (влево вверх – вправо вниз и наоборот). В обе стороны – «раз», всего 15 раз. Через 10 раз – поглаживание, потряхивание.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСТЯЖЕНИЯ ПОДЪЯЗЫЧНОЙ СВЯЗКИ (разработки после операции)
В 1й день после операции и за 3 дня до! До 10 раз в день! Прогреть рот! «Гексорал»/»Тантум-верде». 1. «Улыбка»: 1) улыбнуться, чтобы было видно и верхние, и нижние зубки; 2) удержать под счет до 20. 2. «Лошадка»: 1) улыбнуться, чтобы было видно и верхние, и нижние зубки; 2) открыть рот шире; 3) пощелкать языком медленно. Подбородок неподвижен! 3. «Грибочек»: 1) Упр. «Лошадка» - медленно; 2) «Лошадка» «подпрыгнула и приклеилась» - приклеить язык всей поверхностью к небу; 3) удержать под счет до … 4. «Гармошка»: 1) см. «Грибочек» 1)-2); 2) приоткрыть рот, как можно шире, растягивая уздечку; 3) прикрыть рот; 4) чередовать 2)-3) медленно. 5. «Обезьянка»: 1) улыбнуться; 2) открыть рот шире; 3) высунуть язык как можно дальше. 6. «Чистим верхние зубки»: 1) улыбнуться, чтобы было видно и верхние, и нижние зубки; 2) открыть рот шире; Подбородок неподвижен! 3) кончиком языка с силой потереть бугорки за верхними зубами изнутри ↔. 7. «Посчитай верхние зубки»: 1) улыбнуться, чтобы было видно и верхние, и нижние зубки; 2) открыть рот шире; Подбородок неподвижен! 3) кончиком языка с силой «посчитать» верхние зубки изнутри. 8. Облизывание тарелок от мелкой к глубокой. 9. Есть мороженое языком. 10. Облизывание меда языком с большой столовой ложки, большой конфетки «Чупа-чупс» и т.д.
Подъязычная связка
В норме длина уздечки составляет 1,5 см.
Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. В итоге нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх ([ш], [ж], [р] и т.д.).
Подрезать или нет?
Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.
Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание может потребоваться достаточное количество времени (может быть, около трёх месяцев).
Правила выполнения упражнений
При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол. Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного. Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.
Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка
(Е. М. Косинова , Е. Н. Краузе , О.А.Новиковская ):
«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем.
«Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
«Грибок»
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.
Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой.
«Гармошка»
Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.
На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу.
«Барабан»
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).
В барабан мы сильно бьем И все вместе мы поем: «Д – д – д – д!»
«Качели»
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я все выше поднимаюсь, А потом – вниз.
«Дотянись до носа»
Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.
«Футбол»
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.
«Котёнок»
На блюдечко положить немного сгущёнки (сметаны, варенья) и предложить ребенку слизать её языком как котёнок. Можно также лизать мороженое.
«Грибок» с элементами самомассажа
Предложить выполнить упражнение «Грибок». Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.
Механическая помощь при выполнении артикуляционных упражнений
Если язычок провисает, ребенок не может выполнить упражнения «Лошадка», «Грибок», то для правильного растягивания логопед берет зонд («расчёска») и поднимает язык или «качает» его на «расчёске».
Массаж уздечки языка
Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх.
Рот при этом раскрыт.
Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.
Растягивание уздечки
Прием Е.В. Новиковой
Рис. 1. Прием растягивания уздечки по Е.В. Новиковой (а)
Рис. 2. Прием растягивания уздечки по Е.В. Новиковой (б)
Наложив на язык стерильный платок (салфетку), поставить указательный и средний пальцы под язык, уздечка между пальцами, большим пальцем нажать на переднюю часть языка и выполнить подтягивающие движения языка наружу.
Указательный и средний пальцы неподвижны (см. рис. 1 и 2).
Упражнение «Крот»
Прием Н.Г. Водовозовой -
Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.
- Во дворе горка, -
Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.
- Под горкой норка. –
Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.
- В этой норке
- Крот стережет норку.
Упражнение с резиновым колечком.
(Ф.Я. Хорошилкина )
На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребёнок широко открывает рот, прижимая кольцо кончиком языка к нёбу, затем закрывает. После усвоения упражнения его повторяют 3 раза в день по 10 раз.
Знания должны быть прилагательными , а не существительными. МногоМама Миасс ВК
|
|
| |