Недетский лепет. Говорите с малышом О женской болтливости написано столько легенд и сказок, что ни одна самая болтливая женщина не перескажет их за всю свою жизнь. Но если задуматься всерьёз: зачем женщине дано такое – прямо скажем, далеко не всегда похвальное – качество, то над ответом придется сильно поразмыслить.
Мужчины могут размышлять над ним бесконечно долго (и столь же долго иронизировать), но вряд ли им придёт в голову, что, если бы не это удивительное качество женщин, они бы сами вряд ли умели бы хорошо говорить!
Так же, как нельзя научиться писать, никогда не видя букв, нельзя научиться говорить, не слыша достаточно часто звучание речи. В одном недавнем западном эксперименте было доказано, что тот уровень пользования языком, который закладывается у человека до трёх лет, нельзя потом исправить никаким образованием.
Если при ребёнке в детстве говорили односложными предложениями и лексиконом Эллочки-людоедки, то, даже став академиком, этот человек в расслабленном состоянии будет говорить не научными фразами, а используя тот самый "эллочкин" запас слов.
Кроме того, формирование произношения, умение строить фразы – это очень непростые задачи для мозга (даже такого мощно работающего, как детский). Именно тут очень важна постоянная "языковая" практика. Ведь и взрослому всегда легче овладеть языком (иностранным), если вокруг постоянно звучит иностранная речь, чем если он слышит её от случая к случаю.
Вообще, ребёнок, с точки зрения овладения языком, очень походит на иноязычного человека. Достаточно вспомнить, как воспринимается иностранец, плохо понимающий чужую речь.
Ему зачастую, как дурачку или глухому, говорят громче, сильно жестикулируя и много раз повторяя. А ведь он может быть и умнее говорящего – он просто не может правильно и понятно ответить. Этот образ иностранца всегда всплывает у меня в мозгу, когда я вижу, как к уже очень сознательному (год или полтора) ребёнку обращаются, как к недоразвитому существу (и только потому, что он сам не может говорить).
В том, что ребёнок сознательный и уже понимает речь, можно убедиться, начав с ним общаться как с таковым, или немного позже, когда он начнёт говорить и поведает события давней давности (как раз того периода, когда, по родительскому разумению, ещё вообще ничего не понимал), добавив собственную трактовку тех событий.
Мало того, что при ребёнке нужно много говорить, важно при этом обращаться непосредственно к нему. И начинать такое общение нужно ещё во время беременности. Несть числа исследованиям, доказывающим, что уже в материнской утробе малыш воспринимает звуки, голоса, слова и интонации, и потом может их узнавать и понимать.
После рождения беседовать с младенцем нужно не только во время игр и процедур, но и когда мама занимается своими делами. Нужно описывать, ему все свои действия.
Дети мам, которые, следуя сердцу и природе, почти всегда носят малыша в слинге, получают из таких бесед максимум: ведь ребёнок не только слышит, как мама гремит кастрюлей и рассказывает, что туда кладет, но и видит, как происходит весь процесс приготовления супа. Одновременно это можно назвать и своего рода развивающей игрой, гораздо более важной для реальной жизни, чем перебирание ярких карточек или странного вида мягких игрушек.
Но это не значит, что ребёнку нужна просто речь. Разговор должен быть именно живым: ни радио, ни телевизор, ни любые аудиозаписи самых прекрасных сказок не заменят интонаций реального голоса. Не говоря уже о том, что материнский (знакомый с утробы) тембр не заменит вообще ничто. И даже записанный на плёнку он потеряет для малыша свою привлекательность. То же самое, кстати, относится и к песням.
Колыбельная, спетая мамой – даже мамой с сильно не идеальными слухом и голосом – дают ребёнку больше, чем та же песня в записи самых лучших певцов или оркестров.
Итак, получается, что "говорить, говорить и говорить" – это отнюдь не всегда плохо, и подтверждается тот факт, что просто так природой нам не даётся ни один навык.
источник